Анализ стихотворения Пастернака Июль

Стихотворение «Июль» Пастернака воплощает в себе идею того, как при помощи стихотворных строк можно «наделить жизнью», придать человеческий облик   явлениям природы.

Стихотворение это Пастернак писал в 1956 г. Главная особенность этого произведения в неком почти живом образе месяца июля. В нем читателю представляются как слуховые – «сквозь окна вхожий, громко говорящий», так и зрительные образы – «Растрепанный, танцующий». Но это не вся картина, для полноты передачи чувств используются и звуковые интерпретации эпизодов «шаги над головой, мелькают тени, бродит, вбегает в вихре, взвивается, говорящий вслух», также присутствуют запахи - травы, укропа, липы, ароматы лугов и степей.

Что тут скажешь, если нас овевает ветер сквозняка, нам в лицо летит пух одуванчиков, а руки интуитивно стряхивают репейный ежик прилипший на одежду.

Автор произведения не желает обмануть читателя используя нелестные эпитеты, которыми он украсил это стихотворение: баловник, нечесаный растрепа, невежа… По мере того, как мы читаем произведение, мы понимаем, что в нем описывается не сам месяц июль, а некий его образ, суть которого пока мы еще не раскрыли полностью, поэтому он представляется нам странным и таинственным. В то же время кажется, что автор наделил его жизнью и вселил душу. Мы осознаем, что речь идет о неком живом существе, которое по непонятной причине не соблюдает правила приличия и живет весьма вольно, а точнее сказать, как ему вздумается. При этом сразу же, с первых строк произведения, становится ясно, что сам автор испытывает чувство симпатии к созданному им образу. Он действительно с радостью рассказывает читателю о своем новом поселенце, его охватывает восторг, ведь онподвижен, очень своенравен, ему все дозволено, он не знает преград, а значит он способен на все!

Как же это здорово – сдавать свой дом этому своенравному поселенцу. В момент осознания образа своего героя жаркий воздух июля словно становится частью самого автора и занимает его место в доме, словно он тоже является хозяином в нем, и начинает совершать всякие озорные поступки.

Анализ стихотворения Июль Пастернака

Несмотря на разнообразие тем, пронизывающих творчество Бориса Пастернака, автор чаще всего изображает события на природном фоне. Наделяя явления окружающего мира свойствами человека, он пытается установить между ними тесную взаимосвязь.

В начале стихотворения "Июль" нет четкого изображения действующего образа. Лишь последовательное приближение к концу произведения дает понять, о чем идет речь. Сплетение человека и природы присутствует в каждой строфе. Стихотворение напоминает один из русских фольклорных жанров - загадку.

Автор представляет неизвестный объект живым существом. Образ эмоционален ("взвивается до потолка"), движения его быстры и хаотичны, любопытен ("мешается во все дела"), подвижен ("вбегает в вихре сквозняка"). Но наряду с этими действиями он симпатичен автору. Б. Пастернак наделяет его качествами, характерными для ребенка, который беспрестанно проказничает. Поэтому становится притягательным, безобидным, вызывает нежность.

В начале автор определяет его как "домовой", "привидение", придавая неопределенность, таинственность. Далее представляет в роли приезжего, дачника-отпускника, путая читателя в определении истинного лица героя, блуждающего по дому.

Сюжет, который построен на распутывании загадочного образа, в шестой строфе становится прозрачным. Интрига раскрыта. В роли разгуливающего по дому существа выступает ветер. Отношение автора к одному из летних месяцев становится очевидным. Озорной теплый воздух радует лирического героя, являясь частым гостем в его доме с наступлением июля. Ароматы лугов наполняют помещение успокаивающим "запахом укропа", "липой и травой". "Пух одуванчиков", символизирующий легкость, попадая с ветром в открытые окна, настраивает на мечтательность.

Глаголы, которые имеют отношение к ветру, отличаются стремительностью действий, динамичностью. Впечатления автора усиливаются под воздействием звуков, напоминающих о жарком долгожданном лете ("все громко говорящий вслух"). Благодаря эпитетам ("недолгий роздых", "целый дом", "воздух луговой"), сравнению "И с занавеской как с танцоршей, взвивается до потолка", олицетворениям ("снял комнаты", "дачник-отпускник") автор допускает образ ветра близко к себе, доверяя ему, принимая за родного.

Таким образом проявляется желание Б. Пастернака наслаждаться каждым проявлением в природе, стремление к единению с ней.

Вариант №3

Стихотворение Бориса Пастернака «Июль» увидело свет в 1956. Произведение выдержано в жанре пейзажной лирики, популярном среди писателей XX века. На его создание поэта вдохновила деревенская природа, красотой которой автор любовался во время летнего отдыха в Переделкино. Автор в свойственной ему манере говорит о единении окружающей действительности и внутреннего мира человека. Несмотря на то, что на поздних этапах творчества Б. Л. Пастернак старался отойти от авангардистских средств в поэзии, в своем творчестве он продолжал вдыхать жизнь в различные явления и наделять человеческими чувствами неживую природу.

Название стихотворения напрямую отражает его тематику: в работе ярко и чувственно описывается природа в разгар июля. Лирический герой искренне восхищен окружающим миром и тем, что ему дарит этот летний месяц.

Произведение включает в себя 7 катренов, строки в каждом четверостишии рифмуются перекрестно.  В тексте присутствуют неточные рифмы («одеже» – «вхожий», «невежа» – «приезжий»), передающие игривый и бодрый настрой лирического героя.

В первой половине стихотворения присутствуют фольклорные образы привидений и домовых, благодаря этому автору удается создать атмосферу таинственности и заинтриговать читателя: кто же заглянул в гости к лирическому герою?

Ответ на этот вопрос дается во второй половине произведения, и читатель понимает, что гость –  июль. Летний месяц наделен человеческими чертами и предстает в образе озорника и хулигана, который «везде болтается некстати». Однако, несмотря на баловство гостя, лирический герой испытывает к нему симпатию. Чтобы подчеркнуть характер летнего месяца и сделать его по-настоящему живым, автор использует множество олицетворений, просторечий и разговорной лексики.

Также в стихотворении задействованы яркие эпитеты («степной нечесаный растрепа»), красочные («с занавеской, как с танцоршей») и звукопись («все громко говорящий вслух»). Благодаря виртуозному мастерству Б. Л. Пастернака, произведение отличается потрясающей образностью и метафоричностью.

Стихотворение своей атмосферой позволяет окунуться в детство, поэтому его прочтение оживляет самые теплые воспоминания и наполняет сердце радостью.

6, 7 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Июль

Июль Анализ стихотворения

Популярные темы анализов