Стихотворение «Пробуждение» написано Батюшковым в 1815 году. По жанру его можно отнести к элегии. Поэт использует популярный для романтизма мотив пробуждения ото сна. Это неудивительно, ведь литературоведы относят Батюшкова к поэтам-романтикам. Нет ничего необычного и в распространённости данного мотива в романтизме: как мы знаем, для романтической концепции характерно двоемирие с тонкой границей между мирами, а сон и реальность как раз и являются двумя мирами, соответственно, стадия пробуждения ото сна – и есть граница между ними. Таким образом, романтическая концепция двоемирия представлена уже в первых двух строках стихотворения.
Далее читателю сразу же сообщается, что лирический герой не рад своему пробуждению, возвращению в реальность, он «не к счастью пробуждён». Однако причину этого читатель узнаёт лишь в самом конце стихотворения.
Далее идёт своего рода пейзажная лирика: лирический герой перечисляет красоты природы, которые его окружают. Именно в этой части стихотворения наибольшая концентрация эпитетов и метафор («сладость розовых лучей», «кроткий блеск лазури неба», «скат бархатных лугов» и т.п.), которые помогают поэту отобразить прекрасный мир природы. Однако мир этот принадлежит реальности, а не мечте, и лирический герой не рад быть в нём, его не способны развеселить и утешить эти красоты.
Душа лирического героя находится в идеальном мире мечты, она «встревожена мечтами», и оттого не желает признавать реальный мир, который принуждает делать выбор. Именно в последних строках стихотворения читателю раскрывается причина терзаний героя. Это конфликт сердца и разума, любви и «гордого ума». Чувства лирического героя к возлюбленной оказываются сильнее голоса разума, он не способен отказаться от них в пользу холодной расчётливости. Именно в этом и заключается несчастье героя от пробуждения, ведь во сне, в идеальном мире мечты ему не нужно делать этот выбор, любовь является там высшей и главной ценностью. Однако реальный мир устроен намного сложнее. Мы понимаем, что у возлюбленных есть препятствия, мешающие им быть вместе, быть счастливыми. Разум и сердце героя не могут поладить друг с другом, он не способен и не желает сделать этот выбор в суровом мире реальных обстоятельств.
Таким образом, мы убедились, что стихотворение Батюшкова «Пробуждение» представляет собой чистый образец романтической элегии.
Данный стих «Пробуждение» был написан Батюшковым в 1815 году. Он относится к жанру элегия. Стихотворец использует известный для романтизма мотив пробуждения ото сна. В этом нет ничего удивительного, так как Батюшков по мнению специалистов в области литературы относится к романтическим поэтам. Нет ничего необычного и в распространённости данного мотива в романтизме: как мы знаем, романтическая теория характеризуется двумя мирами с едва заметной чертой между ними, а мечта и реальность – это всего лишь два мира, следовательно, стадия пробуждения ото сна – черта между этими мирами. Из этого следует, что романтическая идея дуализма показана уже в начале стихотворения.
Затем читателю рассказывается, что лирический герой недоволен своим пробуждением, возвращением в реальную жизнь, он «не к счастью пробуждён». Но причину данной реакции читатель узнаёт только в самом конце стихотворения.
После этого идёт нечто вроде пейзажной лирики: герой называет красоты природы, окружающие его. В этой части стихотворения больше всего содержится метафор и эпитетов («сладость розовых лучей», «кроткий блеск лазури неба», «скат бархатных лугов» и т.п.), которые помогают поэту отобразить прекрасный мир природы. Но этот мир под властью реальности, а не мечты, и лирический герой несчастен находиться в нём, его не может порадовать и успокоить это великолепие.
Душа героя располагается в безупречном мире мечты, она «встревожена мечтами», и потому не вожделеет принимать настоящий мир, который заставляет создавать дилемму. Как раз в последних строчках стихотворения читателю открывается первопричина терзаний героя. Это инцидент сердца и интеллекта, любви и «гордого ума». Ощущения героя к любимой оказываются посильнее голоса интеллекта, он не способен отречься от них в пользу холодной расчётливости. Как раз в этом и заключается горе героя от пробуждения, так как во сне, в безупречном мире мечты ему не надо создавать данную дилемму, приверженность считается там высочайшей и ключевой ценностью. Впрочем, настоящая вселенная устроена гораздо сложнее. Мы осознаем, собственно, что у любимых есть препятствия, мешающие им быть счастливыми. Интеллект и сердце героя не имеют шанса поладить между собой, он не способен и не вожделеет принять данный выбор в грозном мире настоящих событий.
Исходя из этого, мы удостоверились, что данное стихотворение Батюшкова «Пробуждение» являет собой настоящий пример любовной элегии.
Культура – это симбиоз образов, мыслей, идей народа, при чем у каждого они индивидуальны. Сюда относятся представления людей о добре и зле, об устройстве государства, о роли личности в обществе.
Афанасий Фет – это тот русский лирик, который мог не просто увидеть прекрасные вещи, но и воплощать их в реальность в своих произведениях, создавая необыкновенное настроение. Поэт мог всего лишь встать возле окна и через несколько
Анна Ахматова - представитель русской поэзии, который смог очень ярко и полно открыть и передать читателю мир женской души. Весьма примечательно, что многие стихи поэтессы обращены к теме любви. «Сжала руки под темной вуалью...»
«Под венком лесной ромашки» было написано в 1911 году, но мотив потери кольца существовал в поэзии и раньше. Как народные, так и литературные источники одинаково негативно толкуют это событие. Потерял кольцо – потерял любимую.
Во всем творчестве Есенина, прослеживается чувство, которое можно очень смело охарактеризовать, как чувство ожидания смерти, конца, но все это прекрасно завуалировано любовной и пейзажной лирикой, которую поэт очень искусно излагает