Всего восемь строчек, которые изменили жизненные и творческие ориентиры поэта. Поэт пытается разобраться в смысле жизни. Для чего человек приходит в этот мир? В стихотворении затронута философская идея смерти.
Жизнь выглядит как замкнутый круг, гдё всё циклично повторяется. И окрашена она в мрачные, тусклые тона. Пройдёт и двадцать пять лет и ничего не изменится. Выхода из этого круга нет. Жизнь представлена в виде улицы, на которой стоят фонарь, который светит еле-еле, и аптеки. Почему именно она? Не больница, не магазин, не ресторан, а именно аптека. Не только же для рифмы строк добавил её поэт. В Санкт-Петербурге был мост, ведущий на Крестовский остров. Люди на нём пытались покончить жизнь самоубийством, т.к. по ночам мост не охранялся. В находящейся рядом, круглосуточно работающей аптеке, самоубийцам оказывали первую доврачебную помощь. И в холодной серой воде отражались аптека и вечно тускло горевший фонарь. Блок любил ходить по этим местам. Странная любовь.
Второе четверостишие начинается с утверждения - хоть сколько раз воскресни, всё с точностью повторится. Речь идёт о духовной смерти. Блок пытается найти смысл жизни. Он находится перед непростым выбором, что в жизни ценно, а что - нет. Лет через пять поэт сделает свой выбор. Себе на беду, он останется в России.
Стихотворение написано ямбом, строчки повторяются через одну. Первая строка заканчивается словом «аптека», она женского рода. Поэтому, строка звучит мягко. Далее следует философский монолог о смысле жизни. В последних двух строках стихотворения поэт поменял слова местами. Теперь последняя строка заканчивается словом «фонарь». Оно мужского рода, причём, и ударение падает на последний слог. Что придаёт не только последней строке, но и всему стихотворению жесткость и резкость. Интонация идёт вниз.
Стихотворение написано поэтом в 1912 году, когда А. Блоку было тридцать два года. Это было время его наибольшей популярности. И это время было также временем его творческой зрелости. В этом году он даже пьесу, а для написания пьесы необходимо не одно лишь поэтическое вдохновение, но и сюжетная линия, а также несколько психологических образов.
И вот уже маститый поэт-символист, любимец женщин, благодаря стихам о прекрасной даме, вдруг пишет короткое пессимистическое стихотворение. Это был крутой поворот в его поэзии, но он не вызвал шквала критики со столоны литературного сообщества, а среди читателей лишь добавил ему популярности. Если рассматривать стихотворение с точки зрения творческой карьеры, то оно действительно знаменует переход поэта от одной тематике его творчества к другой.
Но поэтом-символистом А. Блока можно считать лишь номинально, поскольку его символика вовсе не была европейской символикой, и она была для русского читателя осязаемой и понятной. В России в те времена были и канонические символисты (например, Андрей Белый), стихи которых и сейчас трудно понять.
Если говорить о литературной ценности стихотворения, то оно совершенно обычно и его мог написать любой, пусть не признанный поэт. Тема также привычна для всех поэтов: тоска, бессмысленность его личной жизни и философские обобщения. Вспомните М. Лермонтова: «…и жизнь уж нас страшит, как ровный бег без цели».
Стихотворение по своей конструкции напоминает «гамбургер»: сверху место действия, снизу место действия, а посередине начинка. Начинка не очень вкусная: печаль, безысходность, что-то о смерти и возрождении в такой же бессмысленной жизни потом, после реинкарнации.
Что касается повода для написания такого стихотворения, можно назвать несколько причин. Александр Блок не был жизнерадостным поэтом. Он существовал в своём виртуальном мире, заполненном загадками и прекрасными женщинами, в мире, с налётом печали и придуманной трагичности, но такая жизнь не может продолжаться вечно. Жизнь всё-таки реальна.
В 1909 году он потерял дорогих его сердцу людей. У Блока были семейные нелады. В 1911 году он побывал в Европе и вернулся оттуда разочарованным в европейской культуре. А в России тоже было не слаще.
Вполне возможно, что он уже терял популярность, и надо было сменить тематику своей поэзии. А может это была случайность, когда вид ночной улицы дополняет его душевное состояние, и он берётся за перо.
Кто знает.
История создания, кратко по плану
Ахматова и Цветаева – самые популярные поэтессы серебряного века. Обе они творили стихи, используя в основном символы, сравнения. Пишут они в совершенно разных литературных течениях, которые порой даже противопоставляют течения друг друга,
Одним из знаменитых произведений писателя и поэта Маяковского, является стихотворение «Послушайте!». Четкого построения и смысловой линии у стиха нет, понять его не просто. Кстати это касается практически всего творчества Маяковского,
На часах примерно 4.00, а за окном уже светло. После медленно ушедшей зимы это странно, но впоследствии привыкаешь к тому, что весна – она на то и весна, чтобы стало светлее.
«Гори, звезда моя, не падай» можно назвать чуть ли не биографическим стихотворением, ведь Есенин устами лирического героя излагает свою грядущую судьбу. Для всей поздней лирики поэта характерна мрачная атмосфера и тяжёлый
Вот и подошли к концу летние деньки. Эти каникулы я провел в деревне, у дедушки с бабушкой и могу с уверенностью сказать, что это были мои самые лучшие каникулы. А все потому что,