Анализ стихотворения Бродского Натюрморт

Тема стихотворения Иосифа Бродского «Натюрморт» (1971г.) не случайна. Как раз в этот период врачи подозревали наличие злокачественной опухоли у автора. В такой ситуации не мог не встать вопрос о смерти. Заявлена тема уже в самом названии: натюрморт (фр. «nature morte») переводится как «мертвая природа».

Для поэта «мертвой природой» оказываются не только окружающий героя мир природы, но и сам лирический герой, которого предлагается воспринимать как объект, т.е. вещь (не тело, а лед и мрамор).

Композиция стихотворения – это 10 частей, разбитых на 3 четверостишия каждая. Фразы разорваны строками, что характерно для стиля Бродского. Рифма перекрестная. Размер стихотворения – трехстопный ямб.

Бродский активно пользуется художественными средствами. В тексте много эпитетов, соответствующих настроению героя: труд бесплодный, синева венозная, кровь холодная. Необычны и сравнения: старый буфет сравнивается с Нотр-Дам де Пари, а сам себя герой ассоциирует с неживым предметом.

Одна из основных ролей отводится метафорам: «лицам их привит к жизни какой-то не покидаемый вид», «вещь…пыль не тщится перебороть».

Первые 9 частей описывают мир вещей, которые безлико чередуются перед взором героя. Мы как бы наблюдаем за процессом, как герой «овеществляется». Тоска сопровождает героя на протяжении всего процесса осознания своей тленности и вещественности.

Но 10 заключительная часть неожиданно противопоставляется предыдущим. Результат поиска смысла жизни представлен голгофской сценой. В этой части герой как бы снимает трагическое противопоставление человек – вещь, жизнь – смерть.

Ответ на свои вопросы герой находит в словах Христа «…я твой». Во фразе опущен глагол «есть» (я есть твой), т.е. «существую», говорящий о самой данности существования, убирая оппозицию живой-мертвый, а также наличие «другого» (я есть твой) позволяет определить смысл существования, бытия героя через любовь другого.

Картинка к стихотворению Натюрморт

Натюрморт Анализ стихотворения

Популярные темы анализов