Стихотворение написано разностопным хореем с перекрестной рифмовкой. Структурно стих состоит из пяти стоп, каждая из которых описывает упадок того или иного уголка деревни.
В первой стопе автор дважды использует повтор-обращение (край ты мой), словно обращается к живому человеку. Родные просторы столь прекрасны и знакомы Есенину- сенокос, лес, монастырь, однако чувствуется уже в этих строках грусть, тоска и обида, что простаивает зря земля.
Образ монастыря, далее переходящий в третью строфу (слома – риза- метафора), (ветер окропил плесень солнцем- метафора)напоминает нам об увлечении поэта религией, в данный период творчества. Не случаен этот образ, ведь главное для деревни это церковь, если есть церковь –деревня будет жить, а здесь даже сама природа- ветер, словно благословляет на дальнейшую жизнь эти обветшалые избенки, окропляя их божественным солнечным светом, не смотря на намеренное использование литоты - пять изб(вторая строфа), символизирующей остановку жизни. Надежда, словно обещание второй жизни, которую лирический герой дает этой деревне, продолжит свое существование в творчестве Есенина, связанном с революционной порой.
Душа лирического героя полна тревогой, за будущее, именно отсюда появляется образ ворон, как предвестников беды, но в этой же строфе (черемуха, словно метель- сравнение)- олицетворение родины, погребенной под белоснежными лепестками, забытой всеми. Сомнения, в том, что деревня оживет, не покидают лирического героя до последних строк, там он видит прошлую жизнь сказкой, былью, которая может уйти в небытие. Именно этого боялся поэт, поэтому возлагал большие надежды на революцию.
Однако, вернувшись в родное село после событий переворота, понял, что он уже не нужен своей Родине, ведь она стала абсолютно иной. Единение Есенина с деревенским бытом столь искренне, что невольно начинаешь сам сопереживать событиям, описанным в данном стихотворении, и радеть за то, чтобы деревня вновь заиграла прежними красками.
Прекрасный поэт С.А. Есенин - представитель крестьянской лирики не мог не заметить в своем творчестве, как вымирают деревни, особенно после войны. Именно об этом и повествует стихотворение «Край ты мой заброшенный», написанное в 1914г. Поэт, родившийся и проживший, часть своей сознательной жизни в селе не может не сопереживать положению русских деревень, оставшихся без мужской силы, которая и держала все на своих плечах.
В стихотворении повествуется о жизни его родной деревни Константиново. Он там родился и вырос. Но для достижения целей ему приходится уехать оттуда. Конечно, он с детства любил и леса, и поля, и всю природу. Но также он понимал, что в деревне ничего не добьешься, так как работы практически нет. И чтобы получить хорошее будущее он уехал в Москву.
Москва же стала для него вторым домом, но он искренне скучал по отчему дому в Константиново. Где он так все знал и любил. Любил всем сердцем и душой. А душа поэта не выдержала и вылилась в стихотворенье, получившее признание у людей.
Именно его стихотворение «Край ты мой заброшенный» показывает, что его любимая деревня стала превращаться в пустое место. Трава похожая на лес, один монастырь и всего лишь пять хат, по словам автора. Все опустело, пришло в упадок. Все молодые люди рвутся в город за желанием быть лучше и получить больше полезного и хорошего для жизни. Есенин также понимает, что через время все кардинально измениться и может произойти такое, что деревня просто исчезнет.
Подходит революция, которая, по мнению автора должна восстановить уклад его родной деревни и другим, нуждающимся, поселениям. Но суровая правда была такова: стало все еще хуже. Все люди становятся беднее. Это вызвало ужасные чувства позора и омерзения. Печальный образ, пропитанный грустными воспоминаниями детства, Есенин выражает в черном вороне и лепестках черемухи. И это неспроста. Черный ворон – это символ смерти, угасания жизни. А лепестки черемухи подобно белому снегу, превращаются в метель и скрывают все живые воспоминания.
Хоть и заброшен край родной, но чувство предательства, что он уехал, останется до того момента пока вновь не появился в своей деревне. Вот тогда он увидел, что там никому нет до него дела. Жизнь изменилась. И люди тоже изменились в плохую сторону.
Во многих предреволюционных произведениях Владимира Маяковского можно отследить наличие трагических нот. Что касается перемен, после победы рабочего класса в Октябрьской революции, то стихотворения Маяковского приобрели призывное
Когда у человека есть все необходимое для жизни – пища, кров, одежда, работа, он не задумывается о хлебе насущном, начиная выискивать недочеты и недостатки в своей жизни. Такова уж наша земная натура, получая что-то,
Марина Цветаева одна из самых выдающихся ярких поэтесс в литературе. Все ее работы наполнены необыкновенной нежностью, романтичностью, любовью. Элегию «Идешь, на меня похожий...» она написала в 1913г.
Афанасий Фет легендарный русский писатель, его творчество словно солнечный луч, пронзающий всю отечественную литературу. Стихотворения Фета всегда отличались звонкостью, мелодичностью и легким восприятием, эти определения найдут себя в любых