Говорят, что поэзия – это встреча двух великих собеседников: поэта и читателя. А язык поэзии – это душа одного из них. Наслаждаясь красотой поэтического слова, другой учится думать. Недаром ведь известный английский поэт Уитмен когда-то восклицал, что без «великого читателя» невозможна «великая поэзия». Марина Цветаева, поэтесса Серебряного века, при этом добавляла, что «чтение» есть «соучастие в творчестве».
Поэтому поэзия Фета требует к себе особого отношения. Его поэзия – это поэзия намёка, внушения. Он ни в чём не убеждает своего читателя, он лишь навевает читателю определённое настроение: через любование звёздами Фет говорит о связи человека и Космоса:
Я долго стоял неподвижно
В далёкие звёзды вглядясь…
Стараясь не думать о превратностях своей судьбы (Фет был незаконно рождённым ребёнком и ему пришлось долгие годы доказывать, что он сын своего отца), Афанасий Фет прибегает к одному из самых излюбленных приёмов «чистой» поэзии: его образы не имеют чётких деталей. Это лишь идеи, эмоции, намёки. Именно в этом, по мнению большинства критиков, и заключается романтизм этого гениальнейшего произведения:
Я слушал таинственный хор…
Отмечая пристрастное отношение Афанасия Фета к звёздам, современники отмечали и влияние на его творчество идей Канта, Шопенгауэра и великого Гейне.
Салтыков-Щедрин вообще считал Гейне поэтом «неясных ощущений».
При этом надо отметить и ещё одно отличительное обстоятельство творчества Фета: до него никто так ярко и часто не писал о звёздах. Красота ночного неба всегда воспринималась лишь как «выразительный элемент» ночного неба. Фет же сумел показать бесконечность неба, Вселенной, их связь с человеческой душой, чистоту их взаимоотношений.
Даже, будучи уже человеком в возрасте, Фет не перестаёт использовать тему звёзд в своём творчестве. Позднее, посетив развалины Колизея, он пишет: «глаза мои видели» лишь «часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно» и прекрасно в своей неповторимости.
При этом, несмотря на мрачность повседневных будней, поэзия Фета – это надежда, чистота, свежесть. Именно благодаря Фету, в русской лирике появилась «безглагольная» форма стиха. Это помогало читателю глубже вникнуть в эмоциональное состояние поэта, ярче его почувствовать:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья…
Здесь отсутствие глаголов помогает понять, что автор влюблён. В то же время читатель может ощутить и некую грусть поэта. Некоторые исследователи считают, что именно это стихотворение было посвящено Марии Лазич, возлюбленной поэта, которая трагически погибла.
Читая стихотворение Апухина Алексея Николаевича «Прощание с деревней» понимаешь что, оно о многих из нас. Достигнув, определенного возраста, большинство покидают приют родной, поблагодарив за мир и вдохновения.
Литературная деятельность Николая Алексеевича Некрасова началась в ранней юности. Он долго и упорно работал над своими первыми стихотворениями, прозой и водевилями. Так, в 1840 году, благодаря небольшим сбережениям
Дружба помогает нам объединять силы ради общих целей, весело проводить время и чувствовать себя счастливее. Мы с товарищами никогда не ссоримся и решаем любые споры мирно.
Сезон, воспеваемый многими поэтами и писателями, трубадурами и просто романтиками, осень – это время года, дарящее нам долгожданную прохладу, богатый урожай и умиротворение. Природа наряжается в великолепный наряд,
Стихотворение, датированное 1916 годом и написанное в форме сонета, относится к той группе стихотворений, в которых автор задумывается о природе и сущности поэзии как искусства, передавая свои мысли и переживания через