Тяжелое время наступило для России. С 1917 года страна погрузилась в ужасы гражданской войны. Началась борьба за власть между различными классами населения. Много кто хотел хоть как-то добраться или ухватить кусочек власти. Многие поэты и литературные личности были не в восторге от всего происходящего, некоторые даже не поддерживали такие действия, а люди в стране страдали. В разгар гражданской войны Николай Гумилев пишет стихотворение "Заблудившийся трамвай". Он был одним из тех поэтов, которые не могли держать все в себе. Гумилев был патриотом, он переживал за свою страну и ее историю, эти события поселили в его душе чувства непонимания и удивления.
Главный герой произведения так же наверно, как и сам автор, оказывается в непонятной для него ситуации. В глубине души герой понимает, что не он выбрал данную ситуацию, он просто стал ее невольным свидетелем, его об этом не спросили. На первый взгляд, кажется, будто сложно проследить в стихотворении основную мысль и тему, которую пытался донести автор. Для этого просто необходимо его прочитать. Но одно наталкивает на мысли. В произведении переплетаются либо прошлые воспоминания и чувства поэта, либо же то, что автор ищет в творчестве. Возникающие на протяжении жизни чувства, могут приносить герою не только ощущение любви, но что чаще всего, чувство грусти и безнадежности в мире.
Герой стихотворения видит возникший перед ним трамвай. Он словно прибыл к герою из другого мира. Его появление сопровождается необычайным светом и звуком, что может немного насторожить героя. Автор отправляет героя на трамвай, который несется без остановок и раздумий. Трамвай, не имея вагоновожатого, предоставлен сам себе. Именно он переносит главного героя, словно в другое пространство и время. Трамвай, будто призрак, проносящий героя по загробному миру, открывшемуся перед ним. Для героя это сон, в котором он смог увидеть не только свою собственную жизнь, но и даже смерть. Трамвай несется даже не собираясь останавливаться. Кажется, либо он сбился с пути и не знает куда едет, либо он все-таки едет по назначенной, предначертанной дороге.
Стихотворение открывает перед читателями то время. Это было время смятения души человека. Надвигались большие перемены в жизни каждого человека. Многие, так усердно пытаясь, все еще не могли найти свою дорогу, предначертанную судьбой. Главный герой мчится на трамвае, мимо него проносятся различные пейзажи и пустые дома. Увиденная картина происходящего наталкивает героя на мысль о том, что уже все не будет прежним. Он понимает, что ничего нельзя вернуть, но так не хочется это понимать и в это верить. Главный герой оказывается потерянным в бездне.
Гумилев так и не смог принять надвигающихся революционных перемен, выбранная им позиция сыграла большую роль в его стихотворениях.
Стихотворение написано в 1919 году и вошло в последний сборник поэта «Огненный столп», считающийся вершиной его творчества. Многими исследователями и критиками произведение считается наполненным многочисленными метафорами, аллюзиями и отсылками ко многим классическим стихотворениям российских и зарубежных поэтов. В разборах и трактовках указывается влияние Рембо, Бодлера, Эдгара По, Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Блока.
На самом деле, если знать биографию автора и историю создания «Заблудившегося трамвая», то многие строки - автобиографичные. Главной линией проходит пророческое ощущение надвигающейся катастрофы. Именно это символизирует бешено несущийся «бурей темной» вагон, оставляющий в небе «огненную дорожку». Через два года поэт трагически погибнет.
Современники вспоминали, что однажды идя с товарищами по улице поздним вечером, Николай увидел громыхающий по рельсам трамвай и, не сказав никому ни слова, запрыгнул на подножку и уехал. Позже появилось стихотворение, ставшее культовым и до сих пор остающимся не разгаданным.
Поэт в образе лирического героя проносится через свое прошлое и настоящее к неизбежному гибельному будущему.
«Через Неву, через Нил и Сену» - это страницы его прошлого, полного путешествий и приключений (поэт долгое время жил в Петербурге и Париже, совершил несколько экспедиций в Африку). Индия Духа – отсылка к поэтическому течению акмеистов. Слова «вывеска…кровью налитые буквы гласят – зеленая» - начало пророчества своей гибели, звучащее в следующих двух строфах про уродливого палача в красной рубахе и отрубленные головы.
Далее герой проносится мимо дома, где когда-то жила возлюбленная. Это тоже воспоминания автора, любимая девушка которого по имени Мария умерла от болезни в юные годы. Следующие строки буквально пропитаны горечью о несбывшейся мечте и сожалением о невозможности повернуть колесо времени назад.
И завершается произведение все тем же гибельным предчувствие: «…отслужу молебен о здравьи Машеньки и панихиду по мне».
Сочетание совершенных поэтических форм, образность, многоплановость смыслов и душераздирающая искренность ставит «Заблудившийся трамвай» в один ряд с самыми выдающимися образцами поэзии Серебряного века.
11 класс по плану, кратко
Стихотворение "Слушай поганое сердце", написанное Есениным, в то время, когда он вернулся с войны. Судя по самому стихотворению, состояние у поэта было довольно таки депрессивное. Отчетливо приходит понимание самого смысла,
Весна – удивительное время года. Совсем недавно лес стоял мрачный, безмолвный, засыпанный снегом. После суровой зимы он пробуждается и начинает играть яркими красками.
В 1780 году к Державину пришла мысль о создании произведения «Бог». Но по сколько поэт в то время был сильно занят по долгу службы, тогда он не смог осуществить написание этой оды. Чуть позже Державин возобновил свою идею и довел
Ф. И. Тютчев считал, что ночь обнажает все человеческие чувства и пробуждает страхи, спящие у нас в душе. Одним из таких страхов является страх перед неминуемой смертью. Поэт осознавал, что время течет неумолимо, и человеческая жизнь
Паук – идеальный хищник. Он не выходит на охоту, но жертва сама приходит в его паутину. Паук ненасытен, но может долго голодать. Его почти никто не ест, но он может съесть любое насекомое, а если паук достаточно крупный, то и птицу.