Элегия М.Ю Лермонтова «Дума» относится одновременно и к гражданской, и к философской лирике.
В заглавии отражается главная идея стихотворения. Лейтмотивом произведения звучат рассуждения о судьбе своего поколения и страны. Название для элегии взято не случайно. Это не просто рефлексия по поводу отдельных событий, это именно дума - давящая, никак не исчезающая мысль, не дающая покоя, являющаяся фоном, на котором протекает его жизнь.
В первой строфе лирический герой обличает нынешнее поколения, говоря, что «его грядущее иль пусто, иль темно». С помощью метафоры «презренные рабы» Лермонтов выражает свое отношение к молодежи 30-х годов. Он не только дает ему свою оценку, но и критикует его, презирает «постыдное равнодушие» к добру и злу и безвольность.
Лермонтов считает, что поколение современников двойственно по своей натуре: внутри чувствуется холодность, но по жилам течёт молодая кровь, кипучая и жаркая словно огнь. Поколение живет без цели, отрекаясь от прошлого, и, в то же время, не собираясь предложить что-то взамен будущему. Это перекликается с восстанием декабристов в 1825 году, показавшим, что власть с легкость может подавить народ. Новое поколение не хочет повторить ошибок своих отцов и занимает выгодную позицию бездействия. Также следует отметить, что лирический герой не ставит себя выше своего поколения и в то же время не отделяет себя от него. Автор использует местоимение «мы», чтобы показать: его личная трагедия неотделима от трагедии современников.
Помимо двух поколений (нового и старого), в последней строфе автор говорит об еще одном - будущем. Автор уверен, что пассивность современников не оставит след в истории страны. Оно уйдет «без шума и следа» и ничем не запомнится. Потомки непременно осудят инертность своих отцов: «Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом».
Таким образом, в стихотворении прослеживается связь трех поколений, над каждым из которых задумывается лирический герой и держит свои переживания глубоко в себе, не давая им выхода. Он типичный лермонтовский герой – непонятый человек, страдающий от «одиночества в толпе». И это одиночество только усиливает драматизм стихотворения.
В творчестве Лермонтова «Дума» (1838 г) считается главным, по выражению своего взгляда на гражданскую позицию, стихотворением. Оно было написано вслед другого произведения, посвященного смерти Пушкина.
Цензурное ведомство не позволило напечатать его в прессе, найдя в строках о власти непотребную, свободолюбивую мысль. Но прогрессивная часть общества, в лице демократов, встретила труд поэта с восторгом. Критик Белинский отметил литературный дар художника.
Лермонтов говорит о молодых людях своего поколения, которые «К добру и злу постыдно равнодушны». Они образованны и богаты, но прожигают жизнь напрасно, бесцельно. Угадывается намек на декабристов, пострадавших ради своей идеи равенства и свободы.
События декабря 1814 года вызвали со стороны царской власти ответные меры. Мятежники казнены, сосланы в Сибирь. Ввелись ограничения свободы слова, цензура проверяла каждую строчку всех художественных изданий. Люди перестали доверять друг другу, боялись вести разговоры на политические темы.
Поэт понимает, что в такой среде трудно быть человеком с
идеалами. В Российской Империи искоренялась Личность, страх заставлял жить бесцельно, праздно проводя время, не принося социальной пользы. Холодный рассудок заставляет не совершать поступки, которые могут нарушить привычный образ жизни, любовь, ненависть не вызывают эмоций, достойных этих чувств.
М.Ю. Лермонтов считает своих современников людьми, живущими только для себя, которые забыли о славных предках и не достойны их. Общество не интересуется искусством, потому что, ни литература, ни научные открытия, не волнуют умы представителей молодежи.
Во всем произведении присутствует мысль безнадежности. Не помня прошлого, не сделав малой толики сейчас, сегодня, что может ждать это поколение в будущем? Только презрение потомков, которые будут жить плодотворно и счастливо. Они вспомнят о своих предках «… насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом ».
В творчестве великого писателя позапрошлого века Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно много значимых произведений. Одним из которых можно назвать стихотворение «Дума», написанное в 1838 году, не в самое процветающее для России время.
По – настоящему талантливый поэт не может писать на одни и те же темы, это высказывание касается всеми известного М.Ю. Лермонтова. Его творчество многогранно, он освещал большое количество тем в своих произведениях: роль поэта, о родине, о природе, об одиночестве и тоске, а также о ненависти и презрении к молодому поколению. К последней теме можно отнести и стихотворение «Дума».
Название «Дума» означает не просто мысли и размышления по какому – то поводу, это постоянная, «глубокая» мысль, которая не дает человеку покоя. Главная тема – презрение к своим современникам, ведь в то время даже самые талантливые и образованные люди были безразличны ко всему, что происходило или же не могли применить свои знания и умения, были «лишними». Новое поколение занимается ненужными, бесполезными вещами и не привносят ничего хорошего. Лермонтов как бы призывает своих современников «проснуться», «взяться за ум», начать что – то делать. Он высказывает свое негодование и разочарование в произведении. Также поэт вспоминает поколение «отцов», которое он считает образцовым, героическим.
Михаил Юрьевич Лермонтов использует различные средства выразительности: эпитеты «позорно», «постыдно», «наукою бесплодною», которые ярко передают посыл стихотворения. А также метафоры, такие как «тощий плод», «жизнь – путь». Благодаря им стихотворение приобретает еще больший «оттенок» и помогает понять позицию автора. Еще можно выделить одну особенность стихотворения – каждая строфа представляет собой законченную и сформулированную мысль.
Структурное своеобразие: в начале автор пытается показать проблемы общества, затем он возвращается к предыдущему, героическому поколению. Далее Лермонтов относит себя к людям своего времени, но все равно относится к ним с презрением. В самой последней части поэт смотрит на все вышеописанные события со стороны будущего поколения.
Итак, делая вывод можно сказать, что великому русскому поэту М.Ю. Лермонтову удалось описать и передать все то положение, сложившееся в то время. Мы понимаем отношение автора: он с презрением и осуждением относится к своим современникам, но при этом не отделяет их от себя, в этом и состоит его трагедия.
По плану 9 класс 10 класс, кратко. Тема и идея, лирический сюжет
В данном стихотворении описана замечательная пора года – зима. Зимой очень красиво, снег покрывает все и как будто окутывает какой- то сказкой. Писатель обращается к своим воспоминаниям, возможно даже из детства.
А вы знаете, мой папа, он замечательный человек. Я с гордостью скажу, что хочу быть похожим на него. Когда в нашей семье появляются трудности, он берёт на себя ответственность за их решение.
Красоты зимы, в разные этапы жизни, человек воспринимает с разным эмоциональным окрасом. Наиболее ярки и наивны эмоции в подростковом возрасте. В 15 лет у Есенина еще не было всеобщего признания и «имени», но был великий талант и чувство прекрасного.
Иван Сергеевич Тургенев был довольно интересным человеком. У него было много увлечений и занятий, хотя самое главное было то, что поэт мог тонко чувствовать душу человека. Тургенев пытался бороться с несправедливостью в жизни, хоть это и было
Раннее творчество Есенина, отличяется особым живописным восхвалением природы и ее красоты, об этом мы можем судить, прочитав стихотворение « Сыплет черемуха снегом », написанное в 1910 году, это произведение явно отличается от