Анализ стихотворения Из-под таинственной, холодной полумаски Лермонтова

Ранняя любовная лирика М. Ю. Лермонтова наполнена ощущением трагизма из-за невозможности счастливых отношений. Пылкие строки автора, обращённые к возлюбленной, часто носят обвинительный характер. Лишь в некоторых лирических произведениях герой спокоен и полон нежности по отношению к любимой. Именно таким является стихотворение позднего периода творчества поэта – «Из-под таинственной холодной полумаски…».

Критики склонны считать, что это обращение к Варваре Лопухиной, которой М. Ю. Лермонтов симпатизировал в последние годы жизни. Сложно подтвердить или опровергнуть это предположение, но можно точно сказать, что стихотворение посвящено прекрасной незнакомке, с которой лирический герой столкнулся на балу. Скорее всего, девушка состоит в браке, так как не отвечает своему поклоннику и скрывает лицо за маской.

Учитывая, что образ маски часто связан у поэта с фальшью и лицемерием светского общества, трудно не удивиться, ведь здесь он приобретает иное значение: влюблённые вынуждены скрывать взаимную симпатию согласно этикету того времени. Но даже немногие признаки внимания со стороны девушки делают героя невероятно счастливым, о чём свидетельствуют риторические восклицания: «Счастливец! Видел я и локон своевольный, / Родных кудрей покинувший волну!».

Лирический герой очарован таинственной красавицей. Об этом говорят эпитеты «пленительные глазки», «лукавые уста», «живые речи». На балу он не смог разглядеть все детали портрета девушки, поэтому в душе юноши живёт лишь прелестный плод воображения, «бесплотное виденье», элементы которого дополнены фантазией.

Герой живёт лишь этой случайной встречей, которая, как ему кажется, произошла уже давным-давно. Это позволяет надеяться на то, что когда-то в будущем герои вновь увидятся, «как старые друзья». А пока молодой человек бережёт драгоценные воспоминания о произошедшем: «Ношу в душе моей, ласкаю и люблю».

Несмотря на элегический тон стихотворения, оно звучит жизнеутверждающе. Хочется верить, что неожиданно вспыхнувшие чувства обоих не исчезнут по окончании бала, что произойдёт ещё одна судьбоносная встреча, которая позволит им объясниться.

Среди пёстрой толпы, которую поэт обычно считал собранием «приличьем стянутых масок», столкновение с возлюбленной становится настоящим чудом. Именно поэтому для автора так важно запечатлеть этот момент в душе.

Вариант №2

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…» было посвящено Варваре Лопухиной, с которой у поэта незадолго до смерти был роман. Женщина была замужем, но отвечала на нежные чувства поэта.

Именно этим произведение отлично от ранней любовной лирики Лермонтова. Здесь не чувствуется буйства сердечных мук и страданий. Стихотворение полно таинственности и умиротворенного знания предмета своего воздыхания под маской.

Предполагается, что это стихотворение Михаил Юрьевич написал в свою последнюю зиму, последнего отпуска в 1841 году. Лермонтов приехал в Петербург, чтобы подать в отставку, но ее не приняли.

Поэт часто посещал светские рауты, салоны, балы и вечера в надежде на встречу с Варварой Лопухиной. В один из таких вечеров встреча произошла и именно ей и посвящено стихотворение.

Там таинственная незнакомка представлена в маске, но поэт способен узнать ее из тысяч других женщин по своевольному локону, белизне шеи, блеску глаз и лукавой, посвященной только ему улыбке.

Отдельный романтизм поведению поэта и его возлюбленной придавали строгие правила, действующие в то время. Замужним дамам строго воспрещалось общаться и показывать лицо любым мужчинам, кроме своих родственников и мужей. Поэт не мог прилюдно, на балу даже поговорить с возлюбленной, поэтому ловил каждый мимолетный взгляд, тихую улыбку или мимолетное скрытое рукопожатие.

А светские сплетники подобно коршунам следили за каждым шагом замужних особ. Что говорить о том, что опорочить любую женщину в то время могли и просто потому, что скука застилала глаза, и поговорить было не о чем. Вот и придумывалось на ходу что угодно, лишь бы болтовни и развития событий хватило, хотя бы, на месяц.

Но Михаил Юрьевич Лермонтов, также как его лирический герой, довольствовался тем малым, что получал и был счастлив уже от этого. Поэт ценил каждое мгновение своей жизни, где могла присутствовать, пусть даже и косвенно, любимая женщина.

Он наслаждался каждым мимолетным мгновением, проведенным рядом с любимым человеком. Пусть, нет возможности поговорить и прикоснуться, но богатое воображение поэта поможет дорисовать недостающие образы и несостоявшиеся разговоры с возлюбленной. Так четки и реалистичны были эти картины, что лирический герой верил в них сам.

Поэт признает, что все диалоги с незнакомкой уже были услышаны им и хорошо знакома сама девушка, но память подводит и вспомнить, с кем именно свел его Амур, герой понять не может. Он предполагает, что в скором времени снова встретит свою тайную любовь, уже без маски, как хорошо знакомого друга, но не узнает ее.

Лирический акцент на то, что поэт не узнает свою возлюбленную специально, читается между строк. Он ни за что не признается в этом даже лучшим друзьям. Потому, что не позволит задевать честь своей возлюбленной, которая пребывает замужем и порочить ее в связях на стороне.

Кроме того, поэт не собирается разрушать брак любимой женщины. Он не питает иллюзий молодости по этому поводу. Он трезво признается, что они скоро увидятся как старые друзья.

Картинка к стихотворению Из-под таинственной, холодной полумаски

Из-под таинственной, холодной полумаски Анализ стихотворения

Популярные темы анализов