«Листок, гонимый бурей» всегда символичен в русской поэзии. Вот и М. Ю. Лермонтов решил увековечить этот образ в своём стихотворении, написанном в 1841 году. Аллегорична вся описываемая поэтом ситуация, за природой кроется общество, за листком – личность. Это сказка, но только её сюжет и смысл рассчитан на взрослых, поэтому стихотворение можно отнести к философской лирике с элементами романтизма. Можно сказать, что оно даже автобиографично, поскольку Лермонтов подобно листку был сослан на Кавказ, где его никто не ждал.
Лирический герой в образе листка скитается по миру и хочет найти своё место, «убежище», где его примут, и, где он будет нужен. Он трагичен и несчастен в своём одиночестве. Листок оторван от родимых мест («оторвался от ветки родимой» - инверсия), находится на чужбине подобно человеку, вынужденно покинувшему родное гнездо.
Олицетворение – доминирующее средство художественной выразительности в данном стихотворении. Это и «листок оторвался», и «отвечает чинара» - 2 персонажа, 2 героя, которые волею судьбы столкнулись на южных просторах. Одной нет абсолютно никакого дела до ближнего, ей пресытилось всё, наскучил этот мир. Чинара – антитеза листку, её жизнь – сплошная нега и удовольствие, её ничего не тревожит и не волнует. Благополучием и счастьем наполнены эпитеты, описывающие чинару: «младая, высокая». В то время, как листок описан убогими и безжизненными фразами. На её фоне жизнь усталого путника, коего представляет листок, выглядит бесцветной и беспросветной. Для одинокой души нет тёплого уголка, приюта, все вокруг чёрствые и безучастные.
Аллитерация: «У Черного моря чинара стоит молодая» и ассонанс: «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» усиливают сложившуюся между двумя образами пропасть. Один – жалкий листок, видевший на своём пути только горе, другая – чинара – спокойная и величавая, глухая ко всем мольбам. Лермонтов старался вызвать у читателей вопрос: «Какая же судьба лучше»? У пресытившейся ко всему равнодушной чинары или у неприкаянного листка? По духу самому поэту всегда ближе были страдальцы, угнетённые.
Сразу 2 типа рифмы использует Лермонтов: перекрёстную и смежную, что должно усилить драматичность сложившейся встречи, решить судьбу одного из героев. Пятистопный амфибрахий придаёт атмосферу сказки и «раскачивает» сюжет.
Лермонтов был великим поэтом и писателем, хотя прожил не много. Если бы жизнь подарила ему шанс пожить ещё на этом свете, то вероятно, что он написал бы ещё много прекрасных произведений.
В последние годы своей жизни, Лермонтов написал стихотворение "Листок". Здесь фигурируют два образа, листок и чинара. Старый листок, который уже упал с дерева, и гоним ветром, странствовал по свету с маленькой надеждой обрести новый дом. Это образ путника, который покинул свою родину, не по своей воле. Кинуться в странствия его заставили важные и жестокие обстоятельства. И вот после долгих путешествий по холодной и мокрой, а главное, чужой земле, его поток судьбы принесло к новому райскому уголку, в котором он бы мог найти покой.
Но прекрасный новый мир, только на первый взгляд оказывается таким красивым и радушным. Но молодая и нежная чинара, не считает, что такой старый, грязный листок, может остаться здесь, вместе с ними. Ведь зачем он здесь? Её молодым и зелёным листикам, не интересно будет слушать рассказы старого листика о жизни. Чинара не понимает, что именно он им может дать, и не хочет чтобы он надолго оставался рядом с ней. Ведь её здесь хорошо, её корни омывают морские воды, на зелёные листья светит тёплое солнце, и компания старого потрепанного листка не приходилась ей по душе. Для развлечений у неё есть разноцветные птички, что сидят на её ветвях и поют ей весёлые песни. И не смотря на мольбу листка о теплом уголке и небольшой капли любви в чужом мире, рядом с Чёрным морем.
Образ Чёрного моря, усиливает впечатление ещё большей отдаленности от родных краёв. И последнее слово осталось за чинарой, после её отказа, нет больше смысла просить приюта. И все сладкие мечты листка, разрушились в один миг. Ведь теперь ему опять предстоит податься в путь, и никто не знает, когда он сможет найти то место, в котором сможет чувствовать себя так, как на своей родине. С помощью этого перевоплощения самого себя в листок, автор пытается передать свои чувства изгнания в художественном виде. А образ чинары, это новое общество, новые земли, все то, что относится с пренебрежением и отчужденностью ко всему новому, в том числе и к нему.
Стихотворение Михаила Юрьевича «Листок» - это философское произведение, в котором звучат мотивы одиночества, суровости окружающего мира и людей, которым и дела нет до чужих бед.
В образе дубового листка предстает здесь сам поэт – лирический герой стихотворения. Не сложно проследить в нем параллели между странствиями листа и жизнью автора. Оторванность от родимого места, причем, не по собственной воле, а в виду сложившихся нелегких обстоятельств, - вот с чего начинает Лермонтов свое повествование. Предстает образ скитальца по свету.
Листик уносит бурей в южном направлении. Это тоже не случайные строки. Для самого поэта это ассоциируется с Кавказом, где немало провел он времени. Буря – образ того, что обрушилось на поэта.
А с третьего четверостишия появляется и еще один образ – чинара. Здесь уже заметны отголоски любовной лирики, совсем немного. Но, все же, это деревце ассоциируется с девушкой, которая молода, прекрасна. К сожалению, здесь мы наблюдаем мотив неудавшейся любви. Однако, соотносить образ чинары лишь с этим было бы вовсе неуместно. Здесь значение ее более глубоко и обширно.
Под этим персонажем стихотворения стоит понимать образ людей, избалованных жизнью, внешне притягивающих, но с пустотой в душе. Чинара всем довольна: ее ласкают ветер и солнце, корни ее омываются морскими водами. Она слушает россказни райских птиц, коими уже утомлена. Ей хорошо живется в этом мире. Ей незнакомы ни скитания, ни горести, ни лишения. И, понимать других она тоже не желает.
Самая важная черта в этом образе – духовное бездействие. Чинара довольна всем, и, существуя в полной гармонии с окружающим миром, ей неведомы стремления к чему -либо.
Измученный скитаниями листок просит приюта у нее. Но, она отвечает ему отказом. Ведь он не под стать ей: вид его жалок, а знания его ни к чему.
Основной мыслью стихотворения является именно ощущение собственной ненужности человека, который отличается от массы самодовольных лиц. В нем хорошо показано небрежное отношение людей друг к другу, нежелание принимать других такими, какие они есть, и – внутренняя пустота этого большинства. Оно довольно лишь материальным, а все остальное – это утомительные и ненужные басни.
Стихотворение «Листок» Лермонтова – об одиночестве и непонимании. Его главный герой, сорвавшийся с дуба листок, мучимый ветром и жарой, не найдёт нигде покоя. Уже давно он гоним мучительной бурей. И вот, наконец, его прибило к другому дереву – чинаре, растущей у самого Чёрного моря.
Её листья ветер ласкает. На ветвях – райские птицы, поющие свои сказки. Казалось бы, дубовый листок обрёл покой, пусть и временный. Листок молит чинару о пристанище. Он рассказывает ей о своей нелёгкой судьбе, судьбе странника. Всё, чего он просит – места рядом с её листьями. В благодарность листок будет рассказывать ей истории мудрёные и чудные, которых он знает много.
Но чинара глуха к мольбам. Она пресыщена негой жизни. Её слух утомили даже песни райских птиц. Чинара говорит листку: ты не чета моим сынам, моим листьям, зелёным и свежим. Истории твои мне тоже не нужны. Иди прочь, я тебя не знаю! И чинара услаждается своим выгодным положением. Она раскинула ветви, она для солнца цветёт и блистает, а корни её умываются холодным морем. Вот оно счастье. Но оно не дубовому листку.
Финал стихотворения остаётся открытым. Что сказал листок надменной чинаре, читателю не показывается. Что с ним будет дальше, неизвестно. Возможно, его ждёт гибель, а может быть, скитания продолжатся. Но в любом случае не будет ничего хорошего.
В «Листке» использованы различные художественные приёмы. Например, ассонанс – повторение гласных «о» и «а», использование парной женской рифмы. Размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка – смежная и перекрёстная.
«Листок» носит автобиографический характер. Дубовый лист принесло к югу, как Лермонтова сослали на Кавказ. Написано это стихотворение было после двухмесячного отпуска в Петербурге. А опубликовано оно было в «Отечественных записках» в 1843 году уже после смерти поэта.
5, 6 класс, краткое содержание по плану
Много лет назад в жизни человека появился мобильный телефон. И теперь эта чудо-вещь есть практически у всех, ведь развитие не стоит на месте.
Новый год – мой любимый праздник, потому что это праздник для всех. Например, на день рождения поздравляют только именинника, на 23 февраля – военных. А на Новый год все друг друга поздравляют,
Во время написания этого стихотворения Есенин учился в церковно-приходской школе. Есенин не стремился быть известным, просто ему нравилось описывать природу и все что вокруг него происходит. Это произведение мир мог бы и не
Период в литературе под названием « Серебряный век », оставил после себя богатое наследие произведений многих поэтов футуристов, в том числе Игоря Северянина, чей вклад в общее развитие поэзии нельзя недооценить. Северянин,
Как важны для нас бывают товарищи, которым мы доверим самые сокровенные тайны, делимся с ними радостями и тревогами. Именно так им верным другом, братом, товарищем, единомышленником был для Пушкина Кюхельбекер.