Накануне отъезда на Кавказ, в очередное место ссылки, М. Ю. Лермонтова посещают бесконечные размышления о своей жизни под влиянием событий того времени. Думы выливаются в обращение к тучам, которые поэт на тот момент наблюдал в окне. В этих небесных созданиях автор видит сходство в отношении занимаемого ими положения и своего.
В первой строфе односторонний диалог определяет статус изгнанника как для туч, так и для лирического героя. Кроме того, указывает направление движения туч "с милого севера" в южную сторону. Здесь определяется характеристика авторской позиции, который намекает на нежеланное посещение чужбины.
Во второй строфе риторические вопросы о цели перемещения небесных тел раскрывают причины изменений в жизни автора. Он пытается понять, может ли его свободолюбие являться столь серьезной причиной для изгнания. Или это люди, которых он считал друзьями, совершили подлый шаг.
Поэт чувствует безысходность своего положения. Мотив одиночества вытекает из мировоззрения поэта в отношении существующего гнета, вытеснения справедливости, противоборства разных классов. На свои вопросы Лермонтов дает ответ в третьей строфе. Путем сопоставления первого и третьего четверостиший вырисовывается позиция автора, который остается навсегда преданным Родине. Поэтому тучи, свободно перемещающиеся "степью лазурною", не похожи на него. Поэт по опыту знает, что такое страдание, ложь и заточение.
Отсутствие свободы угнетает его, так как автор стремится мыслить, действовать и доносить свои идеи окружающим независимо от мнения окружающих.
С помощью пейзажа М. Ю. Лермонтов выражает боль души, отсутствие покоя. Сливаясь с природой воедино, с одной стороны, он все же отстраняется от них, с другой, так как является человеком мыслящим, с ранимой душой, любящим своих друзей и край родной. Тучи же, поддаваясь потоку ветра, мчатся согласно закону природы.
Восклицание последней строки стихотворения содержит вывод поэта о том, что он счастлив быть единомышленником тех, кто защищает Родину, приносит в жертву свою свободу. Он может по-настоящему проявлять чувства, а не растрачивать силы, плыть по течению. Не скрывая своего отношения к происходящим событиям, поэт придает эмоциональность и положительным, и отрицательным понятиям с помощью ярких эпитетов: "клевета ядовитая", "милый север". В стихотворении имеет место сравнение автора с тучами, хотя в конце его позиция меняется, когда выясняется, что сам поэт и созданный им образ туч можно назвать странниками. Но в отличие от них автор способен переживать, быть изгнанником, его свобода ограничена.
Таким образом, благодаря природе автор подчеркнул свою привязанность, верность Родине.
Стихотворение «Тучи» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в апреле далекого 1840 года. Случилось это перед отъездом в уже вторую, в его жизни ссылку.
В те времена, ссыльными чаще всего были поэты, художники и обычные люди которые боролись за справедливость. Для власти такое считалось неприемлемым, а для того, чтобы обезвредит тех, кто выступали против, не нашли ничего лучше, как ссылать их.
В своем стихотворении поэт сравнивает себя с тучами, которые плывут по небу. Ему было очень грустно от того, что он уедет на долгое время, от привычных мест, своего дома, друзей, коллег, родных и близких.
В первом четверостишии М.Ю.Лермонтов говорит о тучах, считает их изгнанникам, которых выгнали против их воли, и они вечно плывут по небу, не находя себе места.
Во втором четверостишии поэт говорит о людях, об их недостатках, но использует в лице туч. Используя эпитеты «злоба ль открытая», «зависть ли тайная», «клевета ядовитая» он обосновывает свои слова, о пороках людей. По мнению многих, именно эти строки стали причиной для отправки в ссылку.
В концовке стихотворения – третьем четверостишии, расположение стихотворца изменилось. Он начал показывать свою оппозицию по отношению к тучам, говоря, что «чужды вам страсти и чужды страдания», в тот момент, когда он недомогает, из-за того, что он будет на Кавказе чужим, будет один. Он будет очень скучать по родным краям.
Для полноты выражения чувств автор использует средства выразительности такие как: эпитет, олицетворение и метафору.
Стихотворный размер произведения – дактиль. Философская лирика является жанром произведения.
Это стихотворение пришлось практически на конец творчества М. Ю. Лермонтова – апрель 1840 года. Чуть позже писателя отправят уже во вторую ссылку на Кавказ из-за дуэли с де Баранта, который был сыном одного французского посла. Если верить словам очевидцев, то «Тучи» автор написал в свой день отъезда, находясь в кругу близких и родных. Засмотревшись на проплывающие мимо тучи, у него родились замечательные строки, ставшие завершением его сборника.
Само стихотворение посвящено, конечно же, теме одиночества. Именно в этот период Лермонтов всеми силами старался преодолеть грань между собственным душевным состоянием и окружающим его миром. Поэтому его строки отражают всю муку и страдания лирического героя, которого не по собственной воли сделали изгнанником.
«Тучи» состоят из трех строф-четверостиший и построены на композиционном сравнении. «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники» - автор сравнивает себя с тучами, ощущая внутреннее родство с ними и их одиночеством. Образ туч очень глубоко западает в душу читателям, ведь эти «вечные странники» никогда не останавливают своего движения, вечно двигаясь в собственном изгнании. Вот и Лермонтов видит себя между этих темных рядов, бредущего по жизненному пути и страдающего от одиночества.
Помимо этого можно разглядеть еще одну направленность – «лишние люди». Поэт считал, что его поколение ничем не отличается от темных, холодных туч. Такие же безучастные, не имеющие собственных желаний, каких-либо чувств и привязанности к родному дому.
Злость общества к своей личности Лермонтов показывает такими эпитетами, как «тайная зависть», «открытая злоба» и другие, что только подчеркивает отсутствие у него друзей, он в вечном изгнании.
«Чужды вам страсти и чужды страдания» - здесь можно наблюдать противопоставление душевному состоянию автору. Тучи плывут сами по себе, им нет никакого дела до людских проблем. А вот Лермонтов постоянно страдает, сердце разрывается от тоски и грусти.
Четырехстопный дактиль, трехсложная стопа с постоянным ударением на первый слог и перекрестная рифма добавляют стихотворению лирики и позволяют читателю проникнуться душевными муками писателя. Не мало встречается и эпитетов: милый север, жемчужная цепь, лазурная степь и другие.
Философская мысль этого стихотворения заключается в том, что люди так и не научились жить в единстве с природой. Извечные обиды, неоправданные желания и страсти не позволяют человеку самосовершенствоваться. Человек не способен, подобно туче, отречься от ненужной мирской суеты.
6, 7, 9 класс, по плану кратко
Изучив биографию писателя можно заметить, что настроения в его произведениях со временем познавали перемен. Итогом насыщенной литературной жизни Фета стало стихотворение "Смерть". Как и многие писатели того времени, он все больше
Белла Ахатовна родилась в 1937 году. На момент написания стихотворения «В тот месяц май, в тот месяц мой…» поэтессе было 22 года. На основе всего произведения можно предположить, что описываемый май был не простой, не обычный,
Борис Леонидович Пастернак признан одним из лучших литераторов ХХ века. Свой путь на литературном поприще поэт начал в 1913 г. Именно тогда в альманахе издательства «Лирика» впервые опубликовали несколько его стихотворений.
Данное стихотворение автор написал в 1881 году. Фет старается описывать окружающий нас мир как что-то неповторимое и красивое явление. В сознании поэта красота мира присутствует везде, только нужно её разглядеть, чем он и занимается,