Михаил Юрьевич с раннего детства увлекался военной тематикой. Он был воодушевлен подвигами деда и отца. Лермонтов собирался связать свою жизнь с армией, хотел послужить родине, сделать что-то нужное и благородное. Писателя словно манил Кавказ, и те военные действия, которые набирали там обороты. После поступления в кавалерийскую школу Лермонтов в чине корнета пополнил ряды гвардейского полка. Времена были тяжелые, но это, ничуть не испугало молодого юношу, который так жаждал подвигов. В 1840 году на реке Валерик произошла битва между восставшими чеченцами и российским полком. В этой битве принимал участие и Лермонтов. Он был своенравным и неуравновешенным. Хотя другие говорили, что во время битвы он показал доблесть, честь и героизм, к чему так долго шел. Именно битва на реке стала основой для написания стихотворения.
Лермонтов приступает за работу над стихом сразу после битвы. На первый взгляд стихотворение написано достаточно просто, но оно несет в своем замысле слишком сложную композицию. Стихотворение "Валерик" дает нам понять, что на Кавказе живет особый народ. У них свои обычаи и нравы. Мальчики, постепенно становясь крепкими и сильными, готовы на все лишь бы защитить свою землю от врага. Такой их образ жизни, иначе жить они не могут. Они отважные и смелы, готовые идти до конца, не зря их героизм воспевается в местных легендах. Автор отчетливо описывает подробности сражения. На фоне кровопролития находится место и любовным чувствам, терзающим главного героя. Этим стихом Лермонтов хочет донести не только любовные чувства героя, даже не приобретенный военный опыт, это выражение чувств и воспоминаний о тяжелом прожитом времени в бою.
"Валерик" словно исповедь главного героя, адресованная любимой женщине. Трагизм наступившего события в том, что пережили солдаты, сражаясь с врагами, это все словно предано посланием для любимой, ждущей его, где-то там, вдали от всего. Всему приходит конец, даже эта битва не стала исключением. После тяжелого рукопашного боя, многих потерь, уставшая земля и река долго были омыты "красными водами". Наконец кровавый страшный день закончился, можно вздохнуть с облегчением, но воспоминания все же, не денутся никуда. В душе они поселились на долгое время.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Валерик», написанное в 1940 году, считается одним из ярких произведений военной лирики в творчестве поэта. М.Ю. Лермонтов находится во второй своей ссылке на Кавказе, но в отличие от первой, сейчас он в гуще военных действий. Он воюет храбро, без оглядки, удивляя даже старых испытанных вояк своей удалью. Друзьям в переписке, поэт пишет, что вошел во вкус войны, и она стала его родной стихией. Все происходящее вокруг, М.Ю Лермонтов отражает в своих лирических произведениях. Стихотворения этого периода грустные и мрачные, в них постоянно присутствуют мысли о смерти и одиночестве человека.
Стихотворение «Валерик» повествует о переломном в ходе войны сражении на реке с одноименным названием, в котором М.Ю. Лермонтов принимал непосредственное участие. Поэт пишет от первого лица, как бы пропуская через себя все происходящее в том страшном бою.
Стихотворение объединяет в себе любовную и военную лирику. Повествование состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет ключевую мысль автора.
Произведение начинается обращением к возлюбленной. Варвара Александровна Лопухина была любимой поэта, именно к ней он пишет в стихотворении. Но строки лишены любви, в них скрыты другие чувства. Пересматривая холодным умом прошлое, автор разуверяется в том, что она, когда-то любила его. В них больше упрека в непостоянстве и равнодушии любимой к его судьбе. Да и сам он уже не тот, кто был прежде. После пережитого, для него пустыми кажутся его юношеские забавы, любовь, и само общество становится для него чуждым.
Далее начинается вторая часть повествования и поэт описывает боевые действия. Медленно перейдя от «турка и татарина» к Востоку поэт погружает нас в суровый быт военных. Нельзя не заметить, любовь и преклонение М.Ю. Лермонтова перед культурой и традицией народов Кавказа. Здесь душа его исцеляется и находится в забытье. Меняется и тон повествования, от тяжелого и мрачного, он становится спокойным и легким.
Поэт описывает картину простой фронтовой жизни. Недолгий отдых, между чередой внезапных атак. Перестрелки, короткие схватки и смерть, которая глядит в глаза солдатам. Чувствуется его поистине братская любовь к сослуживцам. В военном быте поэт находит своеобразный отдых своей истерзанной страстями душе. Его больше не мучает прошлое и он не думает о будущем. Есть только война, которая уносит жизни тысячи солдат.
«Трагический балет», «представления» - эти сравнения автор делает неслучайно. Для молодой светской барышни, у которой все интересы ограничены театрами и балами, эти понятия близки и понятны. Но сколько мрачной тоски звучит в словах автора. Между ним и любимой пропасть из пережитого на войне. И осознавая эту разницу, поэт намеренно не щадит свою слушательницу, описывая во всех подробностях главное сражение.
В бою на реке Валерик автор сливается с толпой. События сменяют одно другое молниеносно. Лермонтов использует в повествовании множество глаголов, постоянно меняет ритм. Размер стихотворения двустопный ямб, с постоянно меняющейся рифмовкой. Рифма то перекрестная, то охватывающая, то смежная точно передает атмосферу боя, с выхваченными диалогами и военными командами, и философские рассуждения поэта.
Он беспощадно обрушивает на читателя весь ужас боя, где люди будто превратились в зверей в смертельной схватке. И после сражения М.Ю Лермонтов вновь переходит к лицам. Мы видим умирающего капитана, слезы бойцов, генерала, который пишет донесения, и случившуюся трагедию в лице каждого героя. И самое страшное, что нет в этом сражении победивших и проигравших, все случившееся для писателя – это кровожадное убийство, которое не оправдывают никакие цели.
После мы вновь слышим голос поэта. Он охватывает всю страшную картину происходящего вокруг, но не находит сожаления и печали. И это, конечно, не равнодушие. Истерзанная битвой душа окаменела и все чувства в ней истощились. Как противопоставление кошмарному людскому действу, над всем ясное небо и спокойная величественная природа Кавказа. И глядя на весь этот вечный пейзаж, его мучает только одно.
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?
Он спрашивает это, зная, что ответ на этот вопрос не знает ни один человек. Для М.Ю. Лермонтова чеченская война была трагедией. Он не понимал ее предназначения. За время своей ссылки, он проникся культурой и традициями горцев, и они перестали быть для него дикарями с кинжалов, которых надо истребить.
В заключительных строках стихотворения, он опять делает противопоставление светского общества, которое относится к поездке на Кавказ, как к увеселению, и жесткую реальность войны. Поэту осталось только попрощаться со своей возлюбленной. Не жалея, он пытается представить все высказанные чувства за безумие и оттолкнуть ее уже навсегда.
Как утверждал великий Вольтер, прогресс – это закон природы, который диктует обществу «движение вперёд». Вернее, поступательное движение вперёд. И это движение предполагает «улучшение в процессе развития».
Когда в 1821 году писателя Александра Сергеевича отправили в кишиневскую ссылку, он несколько провел в компании местных цыган. Он кочевал с их табором, что-то познавал, чему-то учился. Поэт был под большим впечатлением, именно переполняемые
Константин Дмитриевич Бальмонт – один из представителей поэтов Серебряного века, символист, критик и переводчик талантливая и разносторонняя личность. Его называли поэтом весны. Он мог передать всю красоту, нежность,
Текст данного стиха короток, но на удивление эмоционально завершён и полон. Нет недосказанности или обещания продолжения, порой присущих коротким текстам. Здесь говориться о поре сенокоса, о том, как это выглядит со стороны.
Каждое время года для меня имеет большое значение. Но вместе с зимой наступает время, когда появляются любимые занятия. Катание на коньках, игра в снежки – все это не оставляет равнодушным ни оного человека.