Анализ стихотворения Некрасова Огородник

Стихотворение «Огородник», датированное 1846 годом, относится к любовной лирике Николая Алексеевича Некрасова. Главной темой произведения становится социальное неравенство, которое препятствует влюбленным быть вместе.

Идея стихотворения заключается в том, чтобы показать, что юноша и девушка из разных сословий не имеют возможности открыто встречаться из-за сложившегося социального строя, ведь такие отношения считались противозаконными. Также автор хочет показать, что простой русский «мужик-вахлак» обладает такими качествами, как порядочность и благородство.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, потому что читатель слышит историю жизни лирического героя, рассказанную им самим. Он описывает свои эмоции и чувства.

Произведение относится к народно-песенной поэзии. Устаревшие слова, передающие речь простого русского человека, а также элементы фольклора делают стихотворение похожим на сказку, но, к сожалению, с грустным финалом.

Произведение состоит из шестнадцати строф. Стихотворный размер - четырёхстопный анапест. Рифмовка - перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру складывается впечатление, что лирический герой рассказывает свою историю так взволнованно, что у него даже перехватывает дыхание, но он продолжает повествование. Многоточия и восклицательные знаки усиливают эмоциональную окраску и придают стихотворению большую выразительность.

Уже в первой строфе слова «я свой век загубил» дают читателю понять, что он услышит печальную историю любви, из-за которой оказалась сломанной жизнь лирического героя. Поэт применяет постоянные фольклорные эпитеты «дремучий лес» и «девица-краса», придавая стихотворению эффект сказочности.

Герой рассказывает о том, что, работая в «немецком саду», он заметил «хозяйскую дочку».  Огородник видел много прекрасных девушек, «а такой не видал, да и нету другой». Это говорит о том, что дочь хозяина сада очень понравилась молодому человеку.

Дальше огородник описывает свою возлюбленную словами «черноброва, статна, словно сахар бела», у неё «ясны очи» и «руса косынька». Но и сам юноша «не уродом рождён». Он «круглолиц, белолиц», у него «кудри - чёсаный лён».

Во время прогулок девушка часто приходит к огороднику, они разговаривают и смеются. Вскоре лирический герой начинает тайно ходить «в горенку» к возлюбленной.

Однажды, когда герой «крался» к девушке, его приняли за вора и задержали. Но молодой человек на допросах «молчал, говорить не хотел». Огородник очень любил девушку и не хотел опозорить её в глазах людей, поэтому ничего не сказал про их отношения, а признал себя вором. Его «постегали плетьми», надели кандалы и отправили на каторгу.

Последние две строки раскрывают идею стихотворения. В них автор делает вывод, что не судьба «мужику-вахлаку» - простолюдину, любить «дворянскую дочь» - благородную девушку. Ведь если бы не было проблемы социального неравенства, молодые люди могли бы быть вместе, и сказка имела бы счастливый конец.

В стихотворении поэт показал, что юноша и девушка из разных сословий не могут быть вместе, потому что такие отношения считаются противозаконными. Также автору удалось показать, что простой русский «мужик-вахлак» обладает такими качествами, как порядочность и благородство. Он сознаётся в том, чего не совершал, потому что не хочет опорочить честь любимой девушки.

По плану

Картинка к стихотворению Огородник

Огородник Анализ стихотворения

Популярные темы анализов