Анализ стихотворения Некрасова Школьник 4, 6 класс

В стихотворении явно описывается, как деревенский мужик едет на лошади. Он ее подгоняет, а другим средством передвижения управлять, с помощью слов, невозможно. На своем пути он замечает растрепанного мальчишку и решает его подвезти.

По описанию автора, мальчик был одет очень скромно, можно даже сказать бедно. Обуви на нем не было. Он был прикрыт скудной одеждой, и извозчик заметил грязное тело. Это говорит о том, что его семья жила без возможности не только одеваться и обуваться, но и нагревать воду для частого купания. В не столь далекие времена, в семьях, по обычаю, было много детей. Младшие всегда донашивали наряды за старшими и так до самого малого. Здесь же можно сделать вывод, что этот мальчик в семье один ребенок. Иначе, хоть что-то приличное из одежды осталось бы от старшего поколения. Автор его приободряет, чтоб не стыдился своего внешнего вида, ведь здесь ничего зазорного нет. Ведь многие ученые, достигшие высот в науке, были выходцами из бедных семей.

Попутчик заметил в котомке книжку и решил, что мальчуган направляется в школу за знаниями. Осмотрев его еще раз, делает для себя вывод, что отец потратил на сына последние средства, а мать отдала припрятанный четвертак, который получила на чай от купчихи.

Автор призывает, мальчишку, хорошо учится, ведь образованным и умным людям дорога везде открыта. Он верит, что каждый способен добиться успеха, ведь каждому жизнь преподносит такой шанс. Возможно, что в его судьбе такой шанс был упущен и сожаление по этому поводу, заставляет предупредить каждого, кто встретится на его пути.

Обнадеживает мальчика, что обязательно найдется добрый человек, который и доведет его до университета. Вот там главное – трудится. Ведь все, кто из народа славные люди. Никогда они не ленились и добивались всего, чего хотели. Много их таких среди тупых, холодных и напыщенных юнцов. Скорее всего, автор имеет в виду людей, которые из богатых семей. Им ничего в жизни не нужно делать, чтоб жить в свое удовольствие. Зачастую они презирают бедных ребят, особенно если те чего-то в жизни добились сами. Зависть плохая штука.

Стих призывает думать о завтрашнем дне. Ведь если не учится в школе, то и в университете делать нечего. А без образования никуда.

4, 6 класс, кратко

Путешествуя по родной стране поэт с грустью и болью замечал происходящие в ней события. Он до самого своего конца верил в силу духа и трудолюбие простого труженика. В том что наступит время когда он станет хозяином своей судьбы и богатств своей Родины.

Основной сюжет произведения завязан вокруг путешествующего паренька — крестьянского сына. Дорога здесь выступает в форме жизненного пути.

Тут же он встречает нашего лирического героя. И тот в форме монолога рассуждает о пользе образования.

Родители хоть и бедны, не поскупились, выделили последние деньги на обучение сына. Рассказчик уверен что это поможет пробиться ребенку в жизни. Изменит все в его будущем, даст вырваться из привычных серых будней Он подбадривает его и вселяет в паренька оптимизм.

Несмотря на бедный и жалкий вид мальчик идет по пустынной дороге в приходскую школу, чтобы начать обучение.

«Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…»

Герой убеждает собеседника не робеть, ведь этим путем шли многие славные люди. «Архангельский мужик» тоже в свое время так начинал свою дорогу.

В произведении автор рисует довольно идеалистическую картину будущего для крестьянина. Хотя были случаи когда люди из народа достигали вершин социальной лестницы, но это было крайне редко.

Поэт убежден, что каждому выпадает в жизни шанс и уже от человека зависит как он им воспользуется.

В последних строках Некрасов позволил своим мечтам отразится в стихотворении. Он надеется на то что трудолюбие, усердие, целеустремленность позволит раскрыться таланту простых людей.

Поэт противопоставляет тех кто, стремится к знаниям, и не проявляющим интереса ни к чему. Первых Некрасов характеризует, как «добрых», «благородных» и «сильных», вторых – как «напыщенных», «тупых» и «холодных».

Произведение написано в стиле гражданской лирики. С точки зрения применения художественных средств сочинение не однородно. В первой части автор использует эпитеты и только во второй появляются метафоры: «не без добрых душ на свете», «не бездарна та природа», «тут уж поприще широко, знай, работай, да не трусь...».

В последних строках стихотворения звучит любовь к Родной земле, к Родному краю. Поэт верит, что светлое и доброе начало в России победит.

Картинка к стихотворению Школьник

Школьник Анализ стихотворения

Популярные темы анализов