1819 год. Александру Пушкину 20 лет. Он молод и полон жажды справедливости. Ему претят чванство и изнеженность высших особ, тупость и бюрократизм чиновников. До 1825 года еще 6 лет, декабристы еще не вышли на площадь. Среди друзей поэта зреет недовольство царской властью, ее отношение к простому народу. На короткое время Александр Сергеевич приезжает в село Михайловское, где он напишет свою негодующую оду «Деревня».
Петербургская жизнь и творчество этого периода – время активного участия поэта в общественно-политической жизни России, участия в тайном кружке декабристов, творческого союза с поэтами Рылеевым, Чаадаевым. Молодого Пушкина волнует общественное устройство страны, отсутствие свободы простых людей, Жестокость власти самодержавия, позор рабской системы крепостничества.
Произведение «Деревня» отражает самое главное в общественно-политическом укладе России – крепостное право. Это пламенное стихотворение продолжает традиции «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и написано как социально-политический монолог. Стихотворение состоит из двух частей. Первая - созерцательная, где все хорошо, спокойно и сердцу отрадно. Вторая – гражданская речь общественного трибуна, борца за права людей, униженных и оскорбленных.
Деревня для героя Пушкина – спокойный идиллический уголок тихой гармонии, наполненный покоем и радостью. Здесь в «приюте спокойствия, трудов и вдохновенья» его герой душевно свободен, отдается мечтам. Этому способствует сама природа – «светлые ручьи», прохладный, цветущий сад, полосатые нивы. Пушкин приукрашивает эти образы, создавая идиллию. Вторая половина оды посвящена другой стороне жизни деревни. Поэт праведно негодует. Жестокость и богатство помещиков, страшная правда неравенства крестьян, абсолютно бесправное положение крестьян не дают поэту спокойно смотреть на это. В этой части показана вся бесчеловечность и ужас рабства крестьян. Здесь два главных образа – «барство дикое», и «рабство нищее».
Стихотворение одно, и посвящено оно деревне, но каждая часть вроде бы о разных деревнях. Красивой, прекрасной, радующей душу и сердце природе противопоставляется страшная картина крепостничества. Пушкин специально применяет прием сравнения, чтобы было отчетливее видно уродство и жестокость крепостного права.
Построение произведения, лексика, все изобразительные средства этого произведения создают постепенно возрастающую эмоциональную экспрессию. Эпитеты первой части Александр Сергеевич подбирает легко, они читаются плавно, отражая романтическую красоту деревни, воспевая русскую природу.
Вторая половина произведения – громкая обличительная речь, в которой звучит праведный гнев автора.
Эпитеты становятся резкими и хлёсткими: «измученные рабы», «на пагубу людей избранное судьбой», «неумолимый владелец». Заключает свою оду Пушкин надеждой, что когда-нибудь он увидит неугнетенный народ и просвещенную Россию.
Все стихотворение при жизни Пушкина напечатать никто не осмелился. В 1824 и 1826 годах была напечатана только первая часть стихотворения. Полный текст стихотворения «Деревня» в России был напечатан в 1970 году, после отмены крепостного права.
Александр Сергеевич Пушкин написал много прекрасных сказок, поэм, стихотворений. Это были произведения о природе, о русских людях, о любви, о жизни народа.
В 1819 году поэт приезжает в поместье матери в Михайловское, где пишет стихотворение «Деревня», в котором выражает негодование по поводу изнурительной жизни крестьян и грезит об отмене крепостного права. В стихотворении переплетаются темы социального неравенства и природы.
Произведение относится к вольнолюбивой лирике Пушкина, потому что в нём поэт затронул тему свободы. В стихотворении переплетаются два жанра – элегия и политическая сатира. Это грустное, эмоциональное произведение, отражающее положение народа: беззаконие помещиков и бесправие крестьян.
Идея стихотворения состоит в том, чтобы отобразить жестокость общественного устройства: тяжёлую жизнь крестьян и бессердечность помещиков. А также показать, что даже прекрасная и умиротворенная картина природы никогда не скрасит безрадостное существование крепостных.
Стихотворение состоит из пяти строф с разным количеством строк. Произведение написано разностопным ямбом. Рифмовка используется перекрёстная и кольцевая.
Поэт использует антитезу, чтобы противопоставить умиротворенный, гармоничный мир деревни тяжёлому положению крестьян, поэтому стихотворение мысленно можно поделить на две большие части.
В первой части автор также применяет антитезу, противопоставляя спокойный, идилличный мир природы миру разгульного светского общества. Поэт описывает красоту и безмятежность деревенской природы с помощью эпитетов: «мирный шум», «душистыми скирдами», «светлые ручьи», «лазурные равнины». Светская же жизнь для лирического героя – это «порочный двор цирцей» и «роскошные пиры, забавы, заблужденья».
Деревня для поэта – источник вдохновения. Здесь, уединившись ото всех, герой постигает труды «оракулов веков», которые дают ему ответы на важные вопросы и побуждают к написанию новых произведений.
Вторая часть начинается словами «мысль ужасная». Лирический герой видит, что сельская жизнь не так прекрасна, как ему показалось сначала. Он замечает «невежества позор». В деревне повсюду царит «барство дикое» и «рабство тощее». Герой не скрывает ярости по поводу произвола помещиков, которые эксплуатируют крестьян и не соблюдают законы ни человеческие, ни государственные. А крестьяне всю жизнь тащат на себе «тягостный ярем». Они с утра до ночи надрываются на землях помещика, лишенные всяких «надежд и склонностей». Их детям также предстоит пополнить ряды «измученных рабов».
Поэт не может спокойно смотреть на такое неравноправие в обществе и глубоко переживает за судьбу угнетённых крестьян. Он жалеет, что ему не дарован «витийства грозный дар», чтобы «сердца тревожить». Иными словами, герой сожалеет, что не обладает ораторским красноречием, чтобы призвать общество к борьбе с крепостным правом.
В конце произведения автор желает застать «народ неугнетённый» и «рабство падшее», он верит, что произойдёт отмена крепостного права и в обществе наступит равноправие.
В стихотворении поэт отобразил жестокость общественного устройства: тяжёлую жизнь крестьян и бессердечность помещиков. А также показал, что даже прекрасная и умиротворенная картина природы никогда не сможет скрасить безрадостное существование крепостных.
6, 9, 10 класс по плану
У всех людей на планете есть свои любимые занятия или хобби. Многим нравится читать книги, представляя, что ты оказался в любимой истории. Играть в футбол после школы и кричать от радости,
Н. А. Заболоцкий – выдающийся поэт, переводчик и философ XX века. Он признан одним из самых необычных авторов того времени. Н. А. Заболоцкий жил в эпоху потрясений и серьезных перемен, однако это не помешало ему творить и обогатить
Один из самых талантливых русских поэтов, один из основоположников символизма, переводчик(знал 16 языков!), а также литературный критик. Своими произведениями внес большой вклад в развитие русской литературы. В своих работах искал
Современники не принимали стихотворения Фета, по крайней мере, в 50 – 60-е года. В то время лирика писалась на злобу дня, и это было, чуть ли не единственное направление, которое вызывало одобрение читателей. Тогда королём поэзии был Некрасов.
Некрасов познакомился с Николаем Александровичем Добролюбовым в стенах журнала «Современник» в 1858 году. Некрасов тогда был совладельцем этой газеты, а Добролюбов пришел работать туда публицистом. Молодой,