Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9, 10 класс

Знаменитое стихотворение великого русского писателя Александра Пушкина, написанное в 1826 году, было посвящено его друзьям декабристам. Стоит отметить, для тех, кто не знает декабристы, в те времена были очень жестко наказаны правительством. Именно в это время многие друзья, нужно добавить довольно близкие друзья поэта были расстреляны или отправлены в ссылку.

Данным произведением поэт хотел, как бы дать отпор власти на их жестокие действия. Только вот данный отпор был как бы зашифрованным, так, как открыто, дать отпор власти Пушкин просто не имел права, да ему и не дали бы этого сделать.

Анализируя данное произведение можно сделать вывод, что главный герой не чувствует себя обделенным или оскверненным тем, что творится вокруг него, но в тоже время ему неприятно, больно и тяжело смотреть на произвол, который творится в стране.

Именно поэтому он становится избранным, пророком, который может наказывать и карать людей, поступающих подло и несправедливо.

Данное произведение наполнено большим количеством различных эпитетов, и других литературных приемов, которые помогли поэту сделать данное стихотворение ярким, красочным и очень запоминающимся.

Нужно так же заметить, что в данном произведении Пушкин очень часто использует союз "и", которым старается показать как едино все происходящее вокруг.

В заключении хотелось бы еще добавить, что данное стихотворение очень точно передало чувства и эмоции поэта, его отношение ко всему. Дело в том, что Александр очень сильно и болезненно переживал всё происходящее с его друзьями, но открыто не мог ничего предпринять, и поэтому ему ни чего не оставалось, кроме как передать все свои чувства на бумагу. Критики и специалисты в области литературы утверждают, что данное стихотворение носит очень сильный смысл, и несмотря на его зашифрованность он был понят и правильно растолкован правительством.

Анализ стихотворения Пророк Пушкина

Стихотворение «Пророк», написанное в 1826г., как  душевный порыв на события связанные с декабристами и в период  трудностей самого поэта, когда он находился в ссылке в Михайловском.  Стихотворение, безусловно,  является примером философской лирики, созданное в жанре оды, что доказывает использование старославянской высокопарной лексики  и описания момента, данное произведение как нельзя лучше   объясняет истинное назначение поэта и его творчества на этой земле.

За счет использования столь необычной формы написания, а именно, визуального слияния лирического героя и поэта, многие товарищи стали скептически относиться к личности Пушкина, посчитав его слишком высокомерным, ведь он прировнял себе к  тому, кого избрал сам Бог. Но, обратившись к глубокому анализу текста, становится понятно, что Пушкин ничуть не пытается возвысить свою персону, напротив он   указывает истинный путь  каждого из служителей пера.

Четырехстопный ямб без деления на строфы, подчеркивает определенную ритмику стихотворения, а так же наиболее глубоко  передают переживания лирического героя. Использование библейского сюжета и привлечение в текст конкретного библейского персонажа - серафима, одного из самых верных ангелов Господа, волю которого он исполняет, выбрав странника и наделив его столь  великими дарами, так же обусловлено  спецификой жанра.   Условно стихотворение можно разделить на три части.

В первой части  теста  лирический герой  представлен скитальцем,  он жаждет  духовного наполнения.  Всего лишь в одном предложении создается столь яркий образ.  

Вторая часть описывает  встречу  с посланником небес, а значит,  каждый поэт заведомо избран  свыше. 

Третья часть - преображение лирического героя из простого странника, в глашатая божественной воли.  Но не все так просто, для этого, обычному человеку необходимо пережить ряд трансформаций.  Для начала у него обостряется слух и зрение, за счет чего он получает возможность узреть этот мир  совершенно под другим углом, уловить то, что не доступно каждому из нас. После  ангел вырывает язык, который назван эпитетами – празднословный, грешный и лукавый, потому что именно язык человека   лежит у истоков самых страшных грехов, за счет него мы можем врать, льстить, сквернословить, и только лишившись его, появляется возможность говорить  истину.  Но и этого мало, чтобы стать истинным поэтом, ведь сердце поэта должно гореть желанием творить для людей, трепетать, переживать, любить, проживать каждый миг с теми, кому ты посвящаешь свои стихи.  Именно поэтому в груди странника оказывается горящий огонь. Подобно Данко, с горящим сердцем, поэт несет огонь своей души людям.

По праву данное стихотворение следует считать одним  из лучших образцов поэтического творчества, который так четко объясняет назначение поэта и поэзии.

Вариант №3

Одним из самых знаковых произведений в творчестве А. С. Пушкина является стихотворение «Пророк». Оно навеяно трагическими событиями 14 декабря 1825 года, когда сотни талантливейших передовых и прогрессивных либерально настроенных людей попытались изменить этот мир. Произошло Восстание декабристов. И А. С. Пушкин, находясь под сильным впечатлением от того, что его друзья, кто отправлен в ссылку, кто в опале, а зачинщики волнений – казнены, излил свои переживания на бумагу. Лирический герой, словно сам Пушкин, внезапно прозревает и смотрит на жизнь совсем иным взглядом. Он понял, что всю жизнь жил, не так и следовал не тому, его идеи были пусты и ложны. «Шестикрылый серафим» приоткрыл занавес и указал лирическому герою на его предназначенье. Это своеобразный манифест поэта-творца с библейской подоплёкой.

Преображение лирического героя-поэта легко наблюдать благодаря чёткой структуре стихотворения. Можно условно разделить его на 3 части: изначально он, как раскрывают этот момент эпитеты: «духовной жаждою», «в пустыне мрачной», прибывал в коматозном и плачевном состоянии. Лирический герой истосковался по духовной пище, он находится в поиске – ищет себя. Затем происходит судьбоносная встреча с «шестикрылым серафимом», которая в корне изменила его мировоззрение, что отлично показывает такое средство художественной выразительности, как сравнение: «как у испуганной орлицы». Серафим вдохнул поэта жизнь, а Бог своим обращением: «Восстань, пророк…», - определил ей новый смысл.

Если вспоминать библейские каноны, то серафим – это исключительный ангел, который является только лучшим из лучших, избранным людям. Именно такими А. С. Пушкину представляются люди искусства, поэтому их предназначение выражается в метафоре: «Глаголом жги сердца людей». Они должны доносить до людей истину и пробуждать в них чувства.

Старославянская лексика: «виждь», «мудрыя», «зениц» использованы для придания стихотворению атмосферы святости и духовности. Поэт-пророк сродни пророку из библейских сюжетов.

Излюбленный А. С. Пушкиным четырёхстопный ямб с вкраплениями из пиррихиев придаёт болезненный ритм и почти бешеную динамичность. Смешенная рифма добавляет необычности и без того оригинальному стихотворению.

Возведение служителя искусства – поэта в ранг пророка послужило началом определения роли поэтов и писателей в обществе. А. С. Пушкин породил новое веяние в русской литературе – тему особой миссии творцов.

9, 10 класс, кратко по плану

Картинка к стихотворению Пророк

Пророк Анализ стихотворения

Популярные темы анализов