Как утверждал великий Вольтер, прогресс – это закон природы, который диктует обществу «движение вперёд». Вернее, поступательное движение вперёд. И это движение предполагает «улучшение в процессе развития». То есть, согласно утверждению Вольтера, человечество в своём развитии к лучшему просто не способно остановиться. Это закон природы, который заложен в общество самой природой. Так ли это?
Да, конечно, как естественный процесс развития природы и человечества, прогресс предполагает, что человечество движется в своём развитии от простого к сложному: совершенствуются орудия труда, производства, поднимается уровень жизни людей. Следовательно, должен подниматься и уровень нравственного развития личности, что в итоге должно привести к совершенствованию общества в целом.
В правильности этой точки зрения нас убеждает и художественная литература, созданная русскими писателями.
Возьмём, к примеру, господина Преображенского из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. Пересаживая человеку органы животных, он стремился достичь высот в деле омоложения человеческого организма. Правда, на этом он не останавливается: ему требуется движение, движение вперёд. Ведь это стремление заложено в человеке с момента его рождения. Это так называемый «врождённый инстинкт», который пытается «лучших» сделать «ещё лучше».
И тогда Филипп Филиппович проводит эксперимент, вызывающий противоречивые чувства у читателей: он пересаживает семенники и гипофиз человека дворовому псу Шарику. Что из этого получилось, знают все: опыт не удался. Полиграф Полиграфович Шариков стал нарицательным героем, воплотившим в себе самые отвратительные качества человека: жадность, жестокость и взяточничество. Профессор был вынужден вернуть ему прежний вид: вновь сделать его собакой.
Но что же подвигло господина Преображенского на столь неблаговидный поступок, как с моральной точки зрения, так и этической? Ответ очевиден: желание двигаться вперёд.
Идея Вольтера, что прогресс неизбежен – это не только философский, но по большей части вопрос нравственный. И с этим стоит считаться. Обратим своё внимание на повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Матёра – это деревня, которую в угоду строительства плотины для гидроэлектростанции решают затопить. Молодёжь с удовольствием покидает свои родные места, а вот старикам сделать это очень и очень сложно: здесь прошла вся их жизнь. В данной ситуации прогресс, нарушая мирную жизнь людей, стирает с лица земли просто небольшую деревеньку. Но это строительство было вызвано желанием обеспечить людей более комфортными условиями жизни, обеспечивая их необходимой для этого электроэнергией.
Выходит, что прогресс – это не только естественный процесс развития общества в целом, но и довольно противоречивый для конкретно взятого человека.
Развиваясь по законам природы, от низшего к высшему, общество развивается и по своим законам. Это есть естественный процесс развития, который, в первую очередь, опирается на законы нравственности. И здесь он напрямую связан с регрессом, то есть с движением назад. Дело в том, что прогрессивные изменения в одной области, имеющие позитивные проявления и последствия, обязательно ведут к негативным проявлениям и последствиям в другой области.
Так, открытия в области ядерной физики привели не только к созданию нового источника энергии и созданию диагностики-рентгенографии, спасшей тысячи человеческих жизней, но и привело человечество к получению атомного оружия необычайной силы и воздействия. Что, в свою очередь, привело к загрязнению окружающей среды.
Таким образом, можно смело утверждать, что прогресс – это то, что человечество принимает за прогресс. И тогда основной чертой прогресса становится его относительность. Ведь до сих пор существуют области, к которым понятие прогресса применить нельзя. Речь идёт, к примеру, об искусстве.
Сегодня в понятие прогресса входят такие критерии, как средняя продолжительность жизни человека, его отношение к природе, уровень образования и, конечно же, степень соблюдения прав человека. Можно сказать, что эти критерии и определяют основную суть прогресса, как основного закона природы.
Некоторая часть людей считает прогресс и «недостижимым совершенством». Ведь, порой, удовлетворяя свои потребности в более комфортном существовании, окружая себя безопасностью, человечество «забывает» о самых простых и естественных вещах: о доброте, взаимовыручке и самосовершенствовании в самых различных областях.
Итоговое сочинение, ЕГЭ
Бывает такое, что человек совершает великие или просто хорошие дела, но один поступок способен перечеркнуть всю славу в глазах некоторых людей, тугих своим умом. И тугоумные или порицают, или забывают их. Но те, кого коснулось благо людей,
Маяковский написал это стихотворение в 1914 году после того, как в очередной раз выступал со своими стихами в ресторане. В тот визит он слышал игру оркестра,
Каждое лето мои родители отправляют меня на лето к бабушке в деревню. Моя бабушка живёт в глубинке России. Каждый мой приезд это новая интересная история. Потому что жизнь в деревне и мегаполисе это как жизнь на Марсе и Земле.
Случилось со мной эта история очень давно, примерно тогда я учился в 4 классе. Тогда нас преподавал биологию один язвительный персонаж, а звали мы его Андрей Фёдорович 36 лет,
На написание данного произведения, автора подтолкнули некоторые жизненные "сладости". Которые появились в жизни молодого поэта ещё в детстве, утрата родителей, и воспитание строгой бабушкой ещё с младенчества показали Лермонтову,