Это стихотворение было написано в 1958 году. Послевоенное поколение, наши бабушки и прабабушки толком не умели отдыхать и вести праздный образ жизни. Именно они поднимали страну из послевоенных руин, осваивали целинные земли и штурмовали космос.
Основная мысль стихотворения - это труд души. Она должна трудиться постоянно, не спать, не нежится в постели. Душа здесь выступает в роли конкретного человека. Проскальзывает жаргонное словечко «этап». Почему? Что душу надо гонять так, как гонят заключённых по этапу? Она, что - преступница? Её надо постоянно подталкивать и тащить по непроходимым дорогам - пустырям, буреломам, ухабам, чтобы труднее было, чтобы жизнь раем не казалась. Типично советские методы времён 20-30 х годов.
Поэт как - бы предостерегает - праздность и лень до хорошего не доведёт. Поколение тех лет руководствовалось в жизни главным принципом - учёт и контроль. Поэтому, и душу надо постоянно контролировать и «не снимать с неё узды». Именно это обеспечит личностный рост. Поэт наивно думал, что счастье может быть только в неустанном труде. И вечный бой, покой нам только снится? Интересно, автор описывает свою душу, которую надо постоянно заставлять работать или это просто аллегорическая метафора?
Это чья же такая душа может совать последнюю рубашку с тела-кормильца? И почему её надо учить и мучить «до темна»? К чему это изнуряющее самобичевание? А если не по-человечьи, то как, живёт душа? Почему она такая ленивая?
В последнем четверостишии определены роли души. Она выступает в разных лицах. Но всё - равно, хоть и царица, должна трудиться, и никаких поблажек.
У каждого поколения свои ориентиры. То, что было правильно и хорошо во времена Заболоцкого, сейчас не совсем жизненно и важно. Я не согласна с поэтом. Да, трудиться надо, но весь вопрос - как это делать. Тотальный контроль и постоянные тумаки ни к чему хорошему не приведут. Ведь душа, особенно женская, может и взбунтоваться. А бунт русской женщины непредсказуем и страшен. Как известно, диктатура - не лучший общественный строй. Поэтому, душе надо иногда давать и отдых, позволять ей немного и полениться, хвалить и поощрять. В разумных пределах. Отдохнувшая душа будет трудиться ещё лучше. У души должен быть стимул и цель. Её надо заинтересовать, причём, материально тоже. Тогда она так будет так работать, что контролировать и подгонять будет не нужно. Она будет петь от радости и счастья. А счастливая душа горы свернёт.
Каждый деятель литературы, предчувствуя близкую кончину, стремился оставить напутствие молодому читателю, поделиться с юным поколением своими размышлениями о смысле жизни. Подобным творческим завещанием в лирике Н. А. Заболоцкого можно считать стихотворение «Не позволяй душе лениться», в котором автор подсказал каждому способ достойно прожить отведённые годы и наполнить существование смыслом.
Уже в первой строке, ставшей названием стихотворения, поэт призывает каждого из нас к постоянному душевному труду. Наличие души ещё не гарантия богатого внутреннего мира человека, необходима постоянная работа над собой, всестороннее развитие себя как личности. Именно поэтому рефреном повторяется строка «обязана трудиться / И день и ночь, и день и ночь».
Труд души, по мнению поэта, заключается в постоянном контроле над собой, самодисциплине. Худший враг в этой ситуации – лень. Именно с ней необходимо бороться: не позволять себе расслабляться, заставлять себя заниматься делами с утра пораньше. Душа – эта некая субстанция, непокорная и неприученная находится под властью человека. Нужно учить и мучить её, «чтоб жить с тобой по-человечьи / Училась заново она».
Проблема душевного труда сильно волнует автора, что подчёркивается частым использованием риторических восклицаний. Одновременно это средство служит для создания тожественного пафоса, призывной интонации. Душу-лентяйку нельзя оставлять без внимания, иначе она возьмёт верх над своим хозяином, подчинит себе его волю, из-за чего человек рискует стать апатичным и равнодушным к происходящему. Это приводит к печальным последствиям, что видно из четвёртой строфы: «Она последнюю рубашку / С тебя без жалости сорвёт».
За постоянную деятельность и заботы душа только скажет спасибо своему владельцу. Высшая награда – это победа над собой, но не так просто одержать её, нужно ежедневно совершать духовные подвиги, преодолевать препятствия, выраженные в метафорах: «Тащи с этапа на этап / По пустырю, по бурелому».
Душа противоречива по своей природе, что отражается в её противоположных наименованиях. Награждая её перифразами «рабыня и царица», «работница и дочь», поэт указывает на то, что душа и личность находятся во взаимозависимом положении. Считая себя хозяевами собственной души, мы в то же время выступаем её пленниками. К своему внутреннему «я» надо относиться с любовью, как к ребёнку, но и при этом требовать отдачи. Поблажками мы лишь балуем и расхолаживаем себя.
Адресатом стихотворения выступает не только читатель, но и сам автор. Он понимает, что для достижения результата нужно держать себя в ежовых рукавицах, и стремится поделиться этой простой истиной с нами. Жизнь – это постоянный духовный рост, развитие, в результате которого человек становится личностью. Великолепное лирическое произведение Н. А. Заболоцкого помогает осознать важность работы над собой, ведь тот, кто умеет укротить «лентяйку», способен свернуть горы в любом деле.
1917 год в России полным ходом разгорается революция. В стране происходит смена власти. Казалось бы, все уже позади, но нет. Войска Атланты не признают новое правительство во главе с Лениным, и всякими способами пытаются захватить
Тоска по родине вдохновила автора Сергея Есенина на написания столь трогательного стихотворения « Я покинул родимый дом». В данном произведении автор пытается донести до читателя свою глубокую тоску по прошлому по отчиму дому,
Н. А. Заболоцкий – выдающийся поэт, переводчик и философ XX века. Он признан одним из самых необычных авторов того времени. Н. А. Заболоцкий жил в эпоху потрясений и серьезных перемен, однако это не помешало ему творить и обогатить
Анна Андреевна Ахматова является замечательной поэтессой, стихи которой по сей день пользуются популярностью. Стихотворения Ахматовой наполнены красотой и любовью. После ее замужества в ее стихотворениях произошли изменения.
Каждый ученик с радостью идет 1 сентября в школу. Он соскучился по одноклассникам, учителям, интересным урокам. Никто из нас даже не думает о продолжении отдыха.