Анализ стихотворения Жуковского Светлана 9 класс

Баллады - особый вид поэтического творчества В.Жуковского.  В балладах Жуковский показывает жизнь не как на самом деле, а выдуманную. В его балладах вершится справедливый суд, показаны высокие человеческие отношения. Сюжеты баллад, в том числе и «Светланы» он черпает из народного фольклора, легенд, преданий.

Баллада «Светлана» написана в период с 1808 по 1812 год. Посвящено произведение Сашеньке Протасовой, возлюбленной В. Жуковского. Личная любовная драма, замужество любимой, ее ранняя смерть наложило отпечаток на творчество В. Жуковского.

В стихотворении «Светлана» Жуковский очень ярко и реалистично описывает русский быт, русскую душу, народные традиции и обряды. Люди верили в предзнаменования судьбы, и свою жизнь строили в соответствии этим знакам.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали...

Так начинается баллада. Из гадания девушки хотели узнать, что их ждет впереди. Жуковский описывает гадание на зеркале. Темное зеркало, страх заглянуть в него, увидеть свою судьбу. Все это предстоит Светлане.  Будущая жизнь Светланы проносится перед ней в зеркале: неизвестная судьба жениха, разбойничий притон, жених – мертвец.  Жуковский применяет прием вьюги и метели, которая стирает все следы, и пишет новую судьбу. С каждой строчкой нагнетается страх, который захватывает и читателя и Светлану. Голубок, прилетевший на грудь мертвеца, спасает Светлану, от страшного будущего.
Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье.

Страшное гадание оказалось только сном. Пробуждение принесло счастье, приехал жених с горящей любовью в глазах. Как всегда, в балладах Жуковского побеждают человеческие гуманистические чувства.

Баллада «Светлана» наполнена музыкой, легкими полутонами, которые то вычерчивают образ, то пытаются его скрыть. Читатель легко идет за поэтом, сопереживая главной героине, вместе с ней веря во все происходящее.

Вариант №2

Жуковский Василий Андреевич – известный русский поэт, критик и переводчик. Вдохновившись творчеством Карамзина и направлением сентиментализма в целом, он стал одним из основателей русского романтизма. Поэт очень любил писать элегии, например, «Сельское кладбище», «Вечер». Не остался он в стороне и от темы войны, ведь сам принимал участие в сражениях 1812 года. Помимо других жанров, Жуковский очень любил писать баллады, одна из самых известных его – «Светлана».

Написал это произведение поэт в 1812 году, прочитав произведение одного немца, Августа Бюргера, - «Ленора». Жуковский адаптировал стихотворение под себя, под свой народ, и оно стало во многом отличаться от оригинального.

В произведении автор рассказывает о девушках, решивших погадать в один крещенский вечер. К Светлане, одной из них, сзади подошёл её жених, бывший на войне, он повёз её в церковь на санях, но в дороге пропал. Девушка зашла в избушку и увидела гроб, в котором лежал её любимый. Светлана сразу же проснулась. Девушка боялась того, что это вещий сон, но опасения не подтвердились, так как тут же с войны приехал её жених.

Образ Светланы в произведении – это некий религиозный символ, девушка уже несколько лет молится и живёт по обычаям церкви, однако, всё же решает погадать. Она не отрекается от Бога даже тогда, когда узнаёт о смерти своего жениха, не снимает крест, когда гадает, и за её веру судьба становится благосклонной, возвращая его девушке.

Другие образы очень смутные, так как большая часть произведения – это сон девушки. Композиция построена на противопоставлении дня и ночи, реальности и фантазии, что очень характерно для произведений романтического направления.

В произведении затронуты проблемы религии. Жуковский знал, что русский человек не был православным на все сто, поскольку, хоть и верил в Христа, молился в церкви и праздновал Пасху, но ещё и отмечал языческие праздники, такие как Новый год и Масленицу. Вдобавок ко всему, люди боялись сглаза, поэтому три раза плевались через плечо, не ели с ножа и сидели на дорожку, то есть были суеверными, что никак не вяжется с православием. Такое происходит и сейчас, поэтому эта баллада Жуковского актуальна и в наши дни.

Произведение «Светлана» - типичный пример баллады, ведь в нём выражены все чувства главной героини, происходят мистические события, а природа добавляет ещё больше таинственности.

Жуковский в своём произведении стремился создать истинно «русский образ», в котором собраны верность, чувственность, понимание, покорность своей судьбе и лёгкая грусть. Он с любовью относится к своей героине, называя её «милая Светлана», а также переживает за судьбу девушки, он надеется, что всё у неё будет хорошо, он желает ей только счастья, это видно в первых строках последней строфы: «О! не знай сих страшных снов ты, моя Светлана…»

Баллада написана лёгким для понимания языком, но в неё всё же присутствуют историзмы и архаизмы, такие как «запона», то есть кусок одежды священника, «уста» - губы, «зиждителя» - основателя. Это привычный для того времени язык, ведь в период жизни Жуковского только начиналось становление литературного русского языка.

Произведение учит читателей всей душой верить в Бога, быть преданными ему и никогда не отходить от своих идеалов, принципов. Сон здесь символизирует не просто временное забытье, но и то страшное распутье, на котором находится человек, ищущий веру и правду. Пробуждение – это, наоборот, познание истины и полная гармония в душе у человека. Поэт понимает, что нельзя постоянно жить в своих мыслях и мечтах, не быть твёрдым в своих убеждениях, потому что только отсутствие сомнений приведёт человека к счастливой жизни.

Анализ №3

Стихотворение «Светлана» было написано В. А. Жуковским в 1812 году. Поэт посвятил его замужеству своей племянницы, А. А. Протасовой. В качестве первоисточника было использовано стихотворение немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора», которое вдохновило В. А. Жуковского на создание русскоязычной версии.

Стиль данного произведения соответствует направлению «романтизм», для которого характерно раскрытие внутреннего мира главного героя через переживание его эмоций, чувств. Стихотворение написано в жанре баллада, который также соответствует упомянутому направлению. Особенностью жанра принято считать мистический сюжет произведения.

В анализируемом стихотворении присутствует символика русского фольклора: черный ворон, как вестник смерти; белый голубь, как символ Святого Духа; с криком петуха исчезают все видения. Кроме того, В. А. Жуковский неслучайно использует один из основных мотивов немецкого народного творчества, а именно умыкание невесты мертвецом.

Основная тема стихотворения соответствует теме любви. Именно любовь толкает Светлану на необдуманный поступок, который противоречит православным традициям. Раскрытие темы автор осуществляет на примере традиционных крещенских гаданий незамужних девушек на суженого. Одна из девушек, Светлана, при помощи гадания захотела узнать о судьбе своего жениха, находящегося на войне. В результате Светлана увидела страшное видение: панихиду, метель, избу в заснеженном поле с черным гробом, в котором лежал ее жених. Искренняя молитва помогла Светлане очнуться, видение оказалось кошмарным сном – отражением ее собственных страхов. После пробуждения Светлана видит жениха, благополучно вернувшегося с войны.

Следует отметить, что в отличие от немецкого оригинала во время видения Светлана молится Богу и просит защиты, которую вскоре и получает – ей удается избежать смертельных объятий мертвеца. В то время как Ленора обращается к высшим силам с роптаньем, что ее жених не вернулся с войны, и, как следствие, навлекает на себя беду.

Главной идеей стихотворения является мысль о том, что необходимо верить в Божий промысел и не отступать от его законов, в том числе не прибегать к помощи нечистой силы посредством гаданий, как это сделала Светлана.

Средства художественной выразительности и художественные детали, которыми столь богата баллада «Светлана», играют особую роль в создании нужного образа. При описании видения Светланы, автор использует преимущественно черный и белый цвет, например, «черный гроб», «бледен и унылый», «белоснежный голубок» и др. При описании же событий в реальности преобладают естественные яркие цвета, например, «серьги изумрудны», «пар алеет» и др. Такое противопоставление не случайно – автор стремится развести мир живых и мир мертвых.

Кроме того, для мира мертвых характерно неестественное отсутствие каких-либо звуков, характерных для мира живых. Например, «тихий, легкий шепот» жениха, «страшное молчанье» в избе и, наоборот, «шумным бьет крылом петух, день встречая пеньем».

Основой композиции стихотворения является противопоставление, главным образом сна и реальности, смерти и жизни, веры и суеверий и т.д.

В своем произведении В. А. Жуковский поднимает несколько проблем. Во-первых, проблема принятия человеком своей судьбы. Несмотря на обрушившиеся на нее страхи, Светлана не обвиняет никого в смерти своего любимого, а кротко молит о его спасении. Таким образом, автор хочет показать силу любви и веры, способные победить злые силы.

Во-вторых, поднимается проблема суеверия, к которому столь склонен русский народ. Наряду с религиозностью, люди продолжают верить в приметы, осуществлять языческие ритуалы.

В отличие от баллады немецкого поэта Жуковский выбирает благополучное завершение истории для главных героев. Кошмарное видение оказывается сном, а реальность представлена счастливой встречей влюбленных. Таким образом, Жуковский хочет лишь преподать урок, не желая жестоко наказывать свою героиню.

9 класс по плану кратко

Картинка к стихотворению Светлана

Светлана Анализ стихотворения

Популярные темы анализов