Творчество Хлебникова отличается необычностью, можно даже сказать – сверхнеобычностью. Это футуризм, если отбросить многочисленные манифесты этого направления. Творчество Хлебникова – искусство будущего, прошлого и отчасти настоящего. Оно вне времени.
Первая черта, которая бросается в глаза и может шокировать неподготовленного читателя – неологизмы. Часто это производные от корней слов, образованные соответственно смыслу, который хотел передать поэт в стихотворении. «Усмейтесь», «низари», «заратустрь», «крылышкуя», «баскующие»… Кажется, что невозможно из того или иного существительного образовать глагол или переделать в другое существительное, но Хлебников может всё.
В его раннем творчестве неологизмов особенно много. Впоследствии их количество значительно уменьшилось, во многом и потому, что поэт увлёкся иностранными языками, в том числе азиатскими, и необычность их слов заменила ему неологизмы.
Был у Хлебникова и так называемый славянский период. Поэт отказался от корней неславянского происхождения. Только для имён он сделал исключение.
Поэт также нарушает синтаксические нормы. Он образовал свой язык, так называемый звёздный язык. Цель этой новой формы выражения мыслей – создание универсального мирового языка на основе идентичности звучания согласных у разных народов. Звёздный язык похож на заумь, но не является ею.
Хлебников также увлекался мифологией. В его раннем произведении «Снежимочка» присутствует большое количество мифологических персонажей, в том числе придуманных самим поэтом.
Одна из основных идей Хлебникова – цикличность событий во времени. Он изобрёл метод, основанный на математических ухищрениях (поэт какое-то время учился на математика) и позволяющий предсказывать события будущего. С помощью него Хлебников предсказал год падения Российской империи и многое другое, но издатели отказывались печатать трактат с описанием этого метода.
Хлебников – авангардист, творивший для будущего и вечности. Его может быть сложно воспринимать, но другого такого поэта сложно найти. Хлебников – поэт вечности.