Афанасий Афанасьевич Фет вошел в историю как один из самых великих лириков русской литературы XIX века. Стихотворения поэта настолько мелодичны, что многие из них и по сей день исполняются в качестве романсов. И пусть в своем творчестве Фет никогда не затрагивал злободневных политических вопросов, это не помешало ему стать признанным гением поэзии.
Поэт воспевал такие темы как любовь, красота, природа, чувства, душа. Афанасий Фет был уверен в том, что искусство должно отображать все самое духовное и прекрасное, воспитывать в человеке стремление заглянуть в уголки своей души и эстетический вкус.
Природа в стихотворениях Фета одушевляется, приобретает черты и свойства живого существа. Особенно изысканно поэту удавалось воспевать русскую зиму, ночь, птиц. Внутренние переживания лирического героя тесно переплетаются с процессами, происходящими в природе. Например, тишина ночной природы, ожидание утра ассоциируются с глубокими раздумьями человека, предчувствием чего-то нового (стихотворения «Майская ночь», «Это утро, радость эта…» и др.).
На создание любовных шедевров Фета вдохновляла дама его сердца - Мария Лазич, жизнь которой оборвалась трагически. Глубокие страдания об утрате возлюбленной поэт выразил в стихотворениях «Alter Ego», «Ты отстрадала, я еще страдаю». В стихотворении «На заре ты ее не буди» душа лирического героя наполнена пылающей страстью, готовностью сгореть от любви.
В поздних стихотворениях Фета часто встречаются размышления о жизни и смерти, о Боге, о тщетности человеческого существования. В произведении «Жизнь пронеслась без явного следа» автор словно подводит итоги прожитых лет, сожалеет о том, что не успел или не захотел свершить. Подобными философскими мотивами проникнуты и стихотворения «Сон и смерть», «Не спрашивай, над чем задумываюсь я».
Особый «фетовский» язык стихотворений уникален и прекрасен, его невозможно перепутать с другими. Афанасий Афанасьевич Фет обладал редчайшим даром выдающегося лирика, чьи творения глубоко поражают мастерством и очарованием.